Испытание стабильностью
Несмотря на то что в ожидании очередной июньской министерской встречи участников ОПЕК+, которая определит, как альянс будет регулировать нефтяной рынок во второй половине этого года, большинство экспертов сходятся на том, что действующие условия сделки, в том числе по добровольным сокращениям, будут в том или ином виде продлены до конца 2024 года, никто из них не отрицает и тот факт, что в самом ближайшем будущем альянс могут ждать и весьма серьёзные испытания.
И ничего такого особенно удивительного в этом, в общем-то, нет.
Причин, как всегда, несколько, но сначала немного цифр.
И для начала просто напомним нашим уважаемым читателям, что в текущем режиме страны ОПЕК+ штатно снижают добычу по квотам приблизительно на 3,66 млн баррелей/сутки от уровня октября 2022 года. Ещё 2,2 млн баррелей/сутки — это добровольные обязательства стран, в том числе стран — лидеров соглашения, т. е. России и Саудовской Аравии, снизить производство. И если рассматривать это как суммарный объём удалённого предложения нефти с глобальных рынков, то тогда он составит примерно 5,86 млн баррелей в сутки, или что-то около 6%, извините, всего мирового рынка нефти вообще.
Что называется, впечатляет.
Причём такая глубокая координация в действиях государств — участников ОПЕК+, несмотря на некоторые шероховатости (в частности, есть известные и вполне объяснимые проблемы с Ираком и Казахстаном), в общем и в целом вызывает невольное уважение не только дисциплиной исполнения.
Но и глубиной проработки вопроса.
Секрет-то, что называется, прост: соглашение о сокращении добычи, вы будете смеяться, соблюдается странами-участницами не оттого, что их кто-то палкой заставляет его исполнять. А прежде всего потому, что в текущих условиях его несоблюдение никому из участников соглашения просто практически не выгодно.
А если менять невыгодно, то зачем что-то менять?
Кстати, помимо всего прочего, всё это позволяет ОПЕК+ не просто оставаться, скажем так, «островком стабильности» в быстро меняющемся современном мире, но и вполне себе так серьёзно претендовать на роль одного из институтов будущего: на фоне всё более и более очевидного дряхления и пренебрежения своими собственными правилами других глобальных институтов, таких как та же многострадальная ВТО или даже противостоящее ОПЕК+ Международное энергетическое агентство (МЭА, изначально стремящееся стать «концерном потребителей» в противовес «концерну производителей»), уровень исполнительского взаимодействия участников в рамках соглашения ОПЕК+ выглядит просто убийственно эффективным.
И вполне понятно, почему эта неприятная эффективность так не устраивает «свободный западный мир».
Поэтому и противодействие деятельности ОПЕК+ идёт самое серьёзное, в том числе — и прежде всего — в информационном пространстве: не просто так же ОПЕК и ОПЕК+ по инициативе Королевства Саудовская Аравия лишали аккредитации западные медийные консорциумы «большой деловой тройки», такие как Bloomberg, Reuters и Forbes.
И запрещали представителям этих изданий даже просто появляться в венской штаб-квартире ОПЕК.
А совсем недавно утверждённый на днях на должность вице-премьера Российской Федерации Александр Новак был вынужден выступать с официальным заявлением, в котором опровергал публикации ведущих западных агентств о том, что чуть ли не по инициативе РФ ОПЕК+ решит в июне увеличивать добычу во втором полугодии.
Вот и пришлось разъяснять занятому сейчас больше личными кадровыми вопросами вице-премьеру, что никакого обсуждения увеличения добычи в рамках ОПЕК+ в настоящее время не ведётся.
Да и вестись не может. Как бы кто в «цивилизованном мире» этого только ни хотел.
Примерно таким же испытанием для ОПЕК+ могла бы стать и ситуация вокруг нефтедобычи Ирака, министр нефти которого Хайян Абдель Гани якобы заявил в субботнем интервью всё тому же Bloomberg, что Багдад уже достаточно сократил добычу нефти и не планирует поддерживать продление ограничений в рамках сделки ОПЕК+. Впрочем, уже на следующий день его в любом случае довольно рискованные в свете происходящих сейчас в мире процессов заявления фактически дезавуировал его же собственный заместитель Басим Мохаммед Худайр. Спешно выступивший с куда более мягкими формулировками.
И во-первых, подтвердивший полную приверженность Ирака всем уже принятым и только принимаемым решениям ОПЕК+ (в соседних Эр-Рияде и Тегеране чему-то другому очень бы удивились). А во-вторых, сообщивший, что министр всего лишь имел в виду, что Ираку по вполне понятным причинам реально тяжело соблюдать ограничения и это не слишком полезно для иракской экономики.
Так это или не так, судить, в общем-то, с нашей северной стороны сложно: Восток, как известно, дело тонкое и переменчивое. А все мы к тому же слишком хорошо помним, кто именно из «цивилизованных» западных нефтяных гигантов входил в Багдад на плечах тогда ещё победоносной американской армии.
Тут всё слишком уж очевидно.
И, как и в случае с Казахстаном, эту проблему с «частными западными инвесторами» национальным правительствам всё равно придётся как-то решать. Слишком уж часто их как бы частные, но уж больно очевидно прозападные интересы в нефтедобывающем секторе противоречат как национальным интересам местных правительств в частности, так и позиции большинства добывающих стран вообще.
Но это всё больше общие рассуждения, к счастью, в данном конкретном случае это всё не так уж и важно.
Тут всё просто.
В любом случае влияние любого — подчёркиваем: любого! — решения Багдада было бы на текущем горизонте весьма и весьма ограниченным по вполне банальным причинам: это не соседняя Саудовская Аравия, вполне способная быстро нарастить добычу своими силами. В этой ситуации и нынешние-то 4 млн баррелей в сутки добычи выглядят настоящим героизмом британо-арабского капиталистического труда. У лежащей в разрухе после демократической интервенции страны просто нет таких возможностей даже чисто технически.
Для этого нет ни денег, ни технологий, а самое главное — времени.
Просто напомним: тут буквально на днях Багдад провёл распределение 29 лицензий на добычу, большинство из которых забрали китайские и европейские компании. И кстати, Ирак действительно начал сталкиваться с ростом внутреннего спроса на нефть, связанного с некоторым восстановлением экономики и ростом населения: нет никакого сомнения, что при рассмотрении вопроса в ОПЕК и ОПЕК+ и это тоже учтут.
При этом, хотя экстренное опровержение интервью министра нефти Хайяна Абделя Гани агентству Bloomberg его собственным заместителем выглядело достаточно выразительно и даже по-своему эпично, забывать о наличии подобного рода слабых мест в структуре соглашения ОПЕК+ всё-таки, наверное, не стоит.
Это такое своего рода испытание стабильностью, если хотите.
Ещё раз: возможно, самое сложное. Впрочем, на то она и щука в реке, чтобы карась не дремал.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
- Аналитик Юшков: драйверами роста спроса на нефть станут Индия и Китай
- Лавров: Россия не будет конфликтовать с Ираном на рынке нефти
- Аналитик: в ближайшее время цена на нефть будет колебаться вокруг $90 за баррель
- Indian Express: Индия наращивает импорт нефти из России вопреки санкциям
- Аналитик спрогнозировал цены на нефть Brent в рамках $81—87 за баррель