Первые сверхзвуковые пассажирские самолёты — советский Ту-144 и франко-британский «Конкорд» — были созданы в конце 1960-х годов. Однако они оказались нерентабельны. В итоге Ту-144 работал на пассажирских линиях менее года, а «Конкорд» использовали ограниченное количество авиакомпаний / Toshihiko Sato / AP
25 июля 2000 года пассажирский самолёт «Конкорд» авиакомпании Air France должен был следовать рейсом Париж — Нью-Йорк из аэропорта имени Шарля де Голля. Его вылет по техническим причинам задержался / Ministry of Interior/Civil Security, Joachim Bertrand, Pool / AP
За четыре минуты до «Конкорда» из парижского аэропорта вылетел самолёт американской компании Continental Airways. От реверса тяги его двигателя отлетела металлическая полоска длиной 40 см. На неё наехал тележкой шасси «Конкорд», взлетавший по той же полосе / Stephane Cardinale/Sygma / Gettyimages.ru
В результате от шины «Конкорда» оторвался кусок весом около 3 кг, повредивший обшивку топливного бака и вызвавший утечку керосина. Разливающееся топливо загорелось от форсажной струи двигателя / Stephane Cardinale/Sygma / Gettyimages.ru
Экипаж «Конкорда» попытался разогнать самолёт, чтобы посадить его на одну из полос находящегося неподалёку аэропорта Ле-Бурже. Однако попытка не увенчалась успехом: у самолёта отказал второй двигатель и начала разрушаться обшивка / Eric BOUVET/Gamma-Rapho / Gettyimages.ru
Пилоты в последний момент смогли увести самолёт от жилых кварталов пригорода Парижа. Вскоре «Конкорд» потерял скорость и врезался в ресторан отеля «Хотелиссимо» / Stephane Ruet/Sygma / Gettyimages.ru
В результате катастрофы погибли 113 человек: 100 пассажиров «Конкорда», девять членов экипажа самолёта и четверо постояльцев отеля. Самолёт и ресторан отеля были полностью разрушены / Joachim Bertrand/Ministry of Interior/Civil Security/Pool / AP
После катастрофы у французских сверхзвуковых пассажирских самолётов были отозваны сертификаты лётной годности. А вскоре после этого на британских «Конкордах» произошли инциденты, связанные с функционированием топливной системы. Сверхзвуковые самолёты были отстранены от полётов и в Великобритании / Alastair Grant / AP
На фоне катастрофы 2000 года и последующих инцидентов надёжность «Конкордов» была поставлена под сомнение. В 2003 году сверхзвуковой пассажирский самолёт «Конкорд» совершил последний рейс. Однако недавно появились сообщения, что к 2026 году возможно возобновление пассажирских перелётов на «Конкорде» / Roland Weihrauch / AP
По решению суда Понтуаза, в катастрофе признали виновной авиакомпанию Continental Airways. Одного из её механиков суд приговорил к 15 месяцам лишения свободы условно. Позже приговор отменил апелляционный суд / Maikel de Vaan / Gettyimages.ru