Русские художники всегда восхищались красотой русской природы и не раз запечатлевали родные просторы на своих холстах. О китайском художнике, продолжившем традиции школы русского реализма, рассказал телеканал CCTV.
В глазах Лю Сяо Санкт-Петербург - бывшая столица царской России - подобен нескончаемому холсту, каждая деталь которого тщательно фиксируется, но не только в его сознании: скоротечные моменты слишком красивы, чтобы позволить им исчезнуть. Сначала художник запечатлевает их на пленке, перед тем как возродить на собственных холстах.
Как и у тех мастеров, которых он изучал, эти картины наполнены чувством ностальгии и утраты, даже в изображении безоблачного осеннего дня. Это заброшенная красота, образ которой не срисован, а рожден сердечной привязанностью к земле. Привязанностью, которая появилась задолго до того, как Лю ступил на российскую землю.
ЛЮ СЯО, художник: Я чувствую особую связь с русским пейзажем. Моя молодость прошла во времена «культурной революции». Моя семья находилась под влиянием этого движения. Помню, как брат отвел меня в местную библиотеку, где я нашел множество русских романов и книг по искусству. Тогда это было все, что смог найти. И в моем маленьком сердце было посеяно зерно.
И когда зерно было посажено, оно продолжило свой рост. Сегодня Лю до сих пор бережно хранит репродукции картин, которые он раньше вырезал из газет и журналов.
Шанс увидеть оригиналы выпал художнику в 1999 году, когда он проходил трехгодичный курс в академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге. Там, в культурной столице страны, Лю был счастлив погрузиться в море музеев и художественных галерей, пока однажды его учитель, известный российский художник Андрей Мельников, не выбрал его.
ЛЮ СЯО, художник: Я очень ясно помню это. Однажды я увидел своего учителя в классе. Так как он приходил только раз в неделю, я очень хотел поговорить с ним о моих успехах. Но он казался очень серьезным, даже суровым. Он сказал мне: «Ты очень хороший пейзажист. Ты принадлежишь природе: лесам, озерам и земле. Иди. Оставь Петербург».
Эти слова вызвали воспоминания о временах, когда Лю, будучи молодым студентом художественного отделения, путешествовал по Китаю, послушно отмечая в своем блокноте все места, в которых он побывал. И вновь он был в пути, но уже с другим планом в голове. В течение последующих двух лет Лю побывал в Санкт-Петербурге более 20 раз, путешествуя по разным маршрутам, дойдя даже до Северного полярного круга.
Такие места – частая тема картин Лю. Русская зима – суровая, даже устрашающая. Новым испытанием для него стала задача отразить ее безжалостный и суровый нрав, сыграв на контрасте со следами присутствия человека, как, например, эти грязные следы, оставленные деревянными телегами на дороге, ведущей к отдаленному монастырю. Но опыт рисунка на природе в таких условиях всегда был довольно сложной задачей.
ЛЮ СЯО, художник: В самый холодный день, когда я рисовал на природе, температура опустилась до 25 градусов ниже нуля. Это было в январе в Пскове. Мои руки и ноги полностью окоченели. На самом деле единственной частью тела, продолжавшей работать, был мозг. Возвращаясь, я поскользнулся и потерял все мои принадлежности для рисования, уронив их со снежной горы. Я вернулся к себе и сел у камина. Только более чем через два часа я вновь смог почувствовать свои ноги.
Безмятежность, которую он нашел в этом состоянии природы, и беспощадные завывания ветра были усилены чувством визуальной чистоты. Для Лю не существует более чистого холста, чем толстый снежный ковер, слегка подсвеченный бликами света: от светло-розового до ледяного синего.
При температуре ниже нуля все морозное и свежее, в том числе и красота. Этот пейзаж с крышами домов изображает Петербург в один из таких арктических дней. С дальнего расстояния слабый солнечный свет напоминает стрелу, летящую через весь холст.
С той же яркостью Лю рисует бревенчатые церкви рядом с сонными деревенскими домами. Каждый из них хранит в себе поэзию, выражающую чувство безмятежности.
В своих многочисленных поездках Лю никогда не чувствовал себя одиноким. Сегодня он вспоминает, как рисовал с помощью снега. Снежинки, падающие на его холст, таяли и смешивались с краской, превращаясь в мягкую расплывчатую основу, что с помощью мастихина создает яркую и насыщенную текстуру.
ЛЮ СЯО, художник: Я уверен, что сейчас у меня сложилось более глубокое понимание сути искусства, чем это было раньше. До этого я подражал стилю художников русского реализма, но такое подражание никогда не выходило за технические рамки: мазки кисти, композицию. Сейчас я понимаю, почему в России так долго существовал реализм. Это происходило, потому что в стране художники и интеллектуалы были высокоморальными людьми.
Быть художником-реалистом означает, что фотокамера как средство нахождения и запечатления красоты естественным образом интересует Лю.
Но по-настоящему художник всегда находит выражение для пейзажа, который любит, только с помощью холста.
Дата выхода в эфир 11 января 2010 года.