Независимое агентство мониторинга радикально-националистической деятельности «СОВА» отметило, что в прошлом году в России существенно снизилось количество преступлений на почве расизма.
В отчёте этой организации по защите прав человека говорится, что в прошлом году от нападений расистов погиб 71 человек – на треть меньше, чем в 2008 году. Несмотря на это снижение, Россия с точки зрения активности расистов остаётся в числе самых неблагоприятных стран.
Максим Альтури, технический администратор палестинского посольства в Москве, рассказал RT о тех проявлениях враждебности, с которыми ему пришлось столкнуться в России.
Преступлений на почве расизма стало меньше
Максим родился в Москве. Мать Максима русская, и он свободно владеет русским языком. Однако из-за того, что он наполовину палестинец, 4 года назад на него напали расисты.
«Мы ехали с другом в метро, - вспоминает Максим, – и не заметили, как в вагон зашли два парня. На следующей станции зашли ещё пятеро и без предупреждения начали нас избивать».
Максим получил серьёзные ранения, но говорит, что ему ещё повезло. За пять лет его пребывания в Москве двоих его друзей расисты убили. И ему пришлось стать осторожнее.
«Сейчас я стараюсь не ехать в метро поздно ночью или в одиночку. Держусь подальше от мест, где собираются пьяные. Громко не разговариваю на людях на другом языке. Стараюсь уважать других, не мешать им и смешиваться с толпой».
История Максима слишком типичная для Москвы.
«Государство должно преследовать преступников-расистов систематически, а не время от времени, - говорит Галина Кожевникова, заместитель директора центра «СОВА». – Также государство должно преследовать идеологов, которые продвигают идеи расовой нетерпимости».
Жертвами таких преступлений чаще всего становятся выходцы из Средней Азии и с Кавказа. Для работодателей они – источник желанной дешёвой рабочей силы, но для других – конкуренты на рынке труда.
«Государство должно уйти от антииммиграционной риторики, в которой мигрантов представляют как источник основной криминальной угрозы в стране, опасности для подлинной российской нации и конкуренции на рынке труда, - считает Галина Кожевникова. – Всё это мифы, не подкреплённые фактами. Но, увы, эти стереотипы развиваются на государственном уровне».
Несмотря ни на что, Максим любит Москву и, что удивительно, даже не злится.
«За свою историю русский народ накопил много отрицательных эмоций, - говорит Максим. – Жизнь становится лучше, но ещё остаётся неприязнь к чужакам. Мой совет всем иностранцам: учить русскую культуру и язык, полюбить эту культуру. Когда вы их поймёте, всё будет хорошо».
Александр Горелик, глава информационного центра ООН в Москве, считает, что ключ к решению национальных проблем – объединить усилия правоохранительных органов, судов, школ и СМИ:
«Так называемые новые СМИ, социальные сети, Интернет – это не только отчасти решение, но и отчасти проблема. Многие сайты пропагандируют элементы ксенофобии и расовой ненависти», - добавил он.