Американское руководство давно знало, что Тегеран готовит ядерное оружие. России же нужно воздержаться от поставок С-300 в исламскую республику. Об этом заявил бывший посол США при ООН Джон Болтон в интервью Fox News.
Здесь бывший посол США при ООН Джон Болтон, чтобы обсудить эту новость. Господин посол, это известие тревожит. Очевидно, что обогащенного до 20% урана недостаточно, чтобы создать ядерное оружие. Но обогатить уран от 20% до 90% не настолько сложно. А теперь у нас есть эти новости, довольно скверные, надо сказать.
ДЖОН БОЛТОН, бывший посол США при ООН: Самое потрясающее в этом – то, что это не новое известие. МАГАТЭ докладывает о том, что его выводы новые и важные, так как сейчас агентство более обеспокоено Ираном, чем американская разведка.
Но факты, лежащие в основе этого доклада агентства, были известны американскому правительству пять или шесть лет тому назад, а в МАГАТЭ они были представлены несколькими годами позже. Смысл в том, что наше руководство знало про это довольно долго, но ничего эффективного не предпринимало.
Что ж, приведет ли этот доклад к очередным санкциям против Ирана? США пытается добиться четвертой порции санкций. С нами на «борту» - Россия, которая считает, что Иран производит много шума, давайте применим к ним санкции. Китай – большая проблема, огромное препятствие, но, по крайней мере, Китай видит, что проблема развивается. То есть, каждый день мы на шаг ближе к бомбе.
ДЖОН БОЛТОН: Что ж, этот доклад срывает ту завесу, за которой предпочли бы прятаться Россия и Китай. Он на самом деле отражает изменения в самом МАГАТЭ. Предыдущий директор агентства Мохаммед эль-Барадеи не позволял многим из подобных выводов выходить на поверхность.
Новый директор МАГАТЭ отдал соответствующее распоряжение, и я думаю, что это важно. Но на самом деле я считаю, что если сравнить этот доклад со знаменитыми данными Национальной разведывательной оценки обстановки 2007 года, где говорилось, что Иран отказался от разработки ядерного оружия, посмотрите на то, какую оценку этот доклад МАГАТЭ дает неадекватным, политизированным выводам американской разведки.
Так, к чему это все приведет? Сменилось руководство МАГАТЭ, поэтому мы узнали, что раньше и так знало наше руководство. У нас есть ООН, но организация слаба и ничего не делает. Но факт в том, что, вы же знаете, что пока мы болтаем о том, что ничего не происходит, Иран на самом деле двигается вперед.
ДЖОН БОЛТОН: Совершенно верно. Они все ближе и ближе к созданию ядерного оружия. Все свидетельствует о том, что, скорее всего, они смогут разработать ядерное оружие. Но, как я и сказал, большая часть этой информации была известна США, но она была засекречена.
Однако в сентябре 2004 года Джонатан Карл, корреспондент ABC News, рассказал в эфире о том, что на иранском заводе производятся взрывные устройства для ядерного оружия. Это было год спустя, после того как наша разведка поверила в то, что Иран остановил все усилия по созданию ядерного оружия.
Я считаю, что довести процесс обогащения урана с 20 до 90%, чтобы сделать бомбу, довольно просто. Проблема с этой боеголовкой – в средстве ее доставке. То есть, можно взять уран, обогащенный до 90%, создать бомбу и доставить ее куда-нибудь.
ДЖОН БОЛТОН: Верно. Все то, за чем следит МАГАТЭ, так это за процессом того, как, получив обогащенный уран, произвести боезаряд и прикрепить его к баллистической ракете. Это очень важные шаги, очевидно, но их не так уж тяжело сделать.
Хорошо. Так насколько мы далеки от этого? Безусловно, Израиль с необыкновенным интересом следит за этим, так как Ахмадинежад как-то сказал, что собирается стереть Израиль с лица земли. Так каков график?
ДЖОН БОЛТОН: Думаю, Иран очень близок к тому, чтобы создать доставляемую ядерную бомбу. Я еще раз подчеркиваю: в Иране есть то, чего мы не знаем, из-за чего и чувствуем себя лучше. То, что мы не знаем, возможно, приближает их к созданию ядерной бомбы.
Так, одна причина, по которой израильский премьер-министр Нетаньяху приезжал в Москву, - попытаться уговорить российские власти поверить в то, что ситуация серьезна, воздержаться от поставки этих сложных зенитно-ракетных комплексов, которые так нужны иранцам.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая была на Ближнем Востоке, использовала жесткие формулировки. Казалось, она настроена воинственно, как будто она реально собирается сделать то, о чем говорит. Как бы вы охарактеризовали подход президента Обамы к этой проблеме?
ДЖОН БОЛТОН: Что ж, я думаю, он все еще хочет продолжать переговоры с Ираном. Я скажу, что разочарован. Я возлагал большие надежды на госсекретаря Клинтон ранее, но в последние дни я заметил, что она сняла с повестки дня вопрос о возможности военных действий США.
Ранее администрация придерживалась этой точки зрения. Я на самом деле считаю, с учетом всех склонностей администрации Обамы, возможность применения военной силы зависит от решения Израиля. Вот, где сейчас происходит давление.
Понятно, так что мы должны признать, что Иран становится ядерным?
ДЖОН БОЛТОН: Думаю, это наиболее вероятно. Хотя такой вывод мне не нравится. Я не вижу, чтобы администрация Обамы или ООН предпринимала какие-либо шаги, чтобы остановить их.
И, конечно же, это сразу же запустит гонку вооружений.
ДЖОН БОЛТОН: Определенно, одним Ираном это не закончится. Если в Иране будет ядерное оружие, то и Саудовская Аравия, Египет, Турция, другие страны тоже получат его.
Спасибо Вам, господин посол.
ДЖОН БОЛТОН: Спасибо.
Дата выхода в эфир 18 февраля 2010 года.