Авторы голливудского фильма «Грузия» о конфликте 2008 года в Южной Осетии уверяют, что представляют беспристрастный взгляд на события. Но критики (в том числе и в Грузии) считают это попыткой подменить историю в угоду Саакашвили.
Голливудская новинка, посвящённая войне 2008 года в Южной Осетии, вызвала споры. Что это? Непредвзятое изображение исторических событий или очередная порция политической пропаганды?
Создатели фильма говорят, что подошли к югоосетинской войне 2008 года беспристрастно: в фильме нет ни «хороших», ни «плохих» - по их словам, он направлен против самой войны.
«Всё-таки нашей основной задачей было показать, что война – это плохо, - говорит Майкл Фланниган, исполнительный продюсер фильма под названием «Грузия». – Знаете, в мире идёт много войн. Эта война привлекла наше внимание, и мы смогли сделать целый военный фильм. Вот в чём главная цель».
Но с анонсным роликом это как-то не стыкуется. Даже задаёшься вопросом: а хорошо ли создатели фильма понимали, как вообще начался пятидневный конфликт между Россией и Грузией. Вместо грузинской артиллерии, обстреливающей осетинскую столицу Цхинвал, они решили показать мирную грузинскую свадьбу в Гори, прерванную бомбёжкой.
Критики могут насчитать много таких нестыковок.
По мнению грузинской политической оппозиции, борющейся против власти президента Михаила Саакашвили, это очередная попытка правительства Грузии обелить свои действия в ходе конфликта 2008 года.
«Этот фильм сделан не в интересах Грузии, а в интересах президента Саакашвили. Очень плохо, что на такую откровенную пропаганду тоже выделяются деньги из госбюджета», - говорит представитель оппозиции Эка Беселия.
Кажется, президент Саакашвили, известный тем, что использует своим орудием международную прессу, на этот раз выкатил тяжёлую артиллерию с желанием воздействовать на умы зрителей всего мира.
«Ничего удивительного, - говорит политический аналитик Леонид Радзиховский. – Фильмы всегда использовались для искажения оценки исторических событий. Никто не будет помнить грузино-югоосетинский конфликт, каким он был. Судить будут по голливудскому фильму».
Картина, стоившая 32 млн долларов США, имеет все признаки обычного военного кино.
И хотя голливудские создатели кино знают, как создать убедительный фильм, они, кажется, упустили важный момент. Война – это не только фантастические взрывы и иностранные журналисты, уезжающие вдаль на фоне закатного неба. Война – это, прежде всего, смерть и разрушение. И красиво её не нарисуешь.
Но иногда конфликты, как и фильмы, служат всего лишь средством политической пропаганды для достижения совсем иных целей.
И пока обсуждается то, как киноиндустрия изображает конфликт, случившийся на Кавказе, перед новостной индустрией СМИ стоят совсем другие вопросы.
Всё больше людей обращаются за новостями не к телевидению, а к Интернету. Кто-то приветствует эту тенденцию, а кто-то указывает на её недочёты.
Один из критиков, Дэнни Шехтер, в интервью RT подметил, что сейчас время «скользящих СМИ»:
«Беда в том, что люди часто выбирают всё более и более короткие новости. Ищут новые источники информации о том, что они уже знают».
Шехтер называет это проблемой потому, что задача новостной индустрии – давать общественности информацию о том, что им не известно:
«Можно сказать, что это подрывает саму суть новостной индустрии. Ведь смысл нашей работы отчасти в том, чтобы говорить людям о тех вещах, которых они не знают».