CNN Оригинал

Коррупция разъедает Россию

В интервью телеканалу CNN глава неправительственной организации TRACE Александра Раге рассказала о коррупции в России, о том, как с ней пытаются бороться, и дала несколько советов об инвестициях в Россию.

А сейчас давайте более подробно поговорим о влиянии коррупции и о том, что можно с этим сделать.

 
К нам присоединяется наш специальный гость Александра Раге. Она возглавляет неправительственную организацию TRACE, которая более детально занимается этим вопросом.
 
В частности эта организация дает консультации компаниям по вопросам взяточничества, его предотвращения и борьбы с ним. Она присоединяется к нам из Вашингтона. Александра, спасибо, что уделили нам время.
 
Неужели ситуация в России настолько серьезна, что компании отзывают свои капиталы и вкладывают средства в другие страны?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ, генеральный директор неправительственной организации TRACE: Разумеется, компании говорят, что собираются сделать это. Их интересует вопрос, могут ли они в этой стране заниматься безопасным, законным и прибыльным бизнесом. Прибыльным - возможно, да, но его законность и безопасность остаются под вопросом.
 
Приведите примеры.
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Рост уровня коррупции и взяточничества существует на всех уровнях. Сильное воздействие оказывают ежедневные проверки и вымогательства со стороны милиции. Невозможность провести товары через таможню – вещи подобного рода происходят ежедневно. Затем вы пытаетесь плыть вверх по течению и замечаете: пытаясь получить контракт, вы тратите огромные средства на подготовку к тендеру, но в последнюю минуту все кардинально меняется.
 
Ikea - одна из немногих упомянутых компаний, которая отреагировала на вымогательство так: «Знаете что? Спасибо, не надо».
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Именно. Насколько я понимаю, они пока не покинули Россию, но расширяться не собираются. У них действительно были серьезные проблемы.
 
Известны ли Вам какие-либо другие характерные примеры со стороны корпораций или неправительственных организаций?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Конечно же, я слышала о некоторых многонациональных компаниях, которые пересматривают свои позиции в отношении России.
 
Хорошо. Знаете, много лет назад я была в иной России. Через несколько лет она (Россия) стала другой. Я вспоминаю Россию ближе к распаду Советского Союза или сразу после него. Тогда люди говорили: «Так здесь делается бизнес». Думаю, Арон в своем репортаже из Индонезии сконцентрировал внимание на том, что в такого рода странах это прочно укоренилось в культуре. В России люди говорили мне: «Если Вы считаете, что это неправильно, что это взятка, то Вы просто понятия не имеете, что представляет собой наша экономика». Как Вы считаете, этот аргумент еще имеет право на существование?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Я не приемлю тот аргумент, что коррупция распространена во всех культурах. Коррупция на самом деле – кража. Видите ли, российские добросовестные граждане платят налоги, которые идут и на жалованье государственных чиновников. А чиновники используют свое служебное положение, чтобы красть у этих же людей. Они препятствуют иностранным инвестициям, коррупция разъедает то, что было удивительной страной. Так что это вряд ли вопрос культуры, я так не думаю. Конечно же, это вопрос возможностей. В России для государственных чиновников существует множество возможностей для вымогательства.
 
Хорошо, что же с этим делать?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Что ж, если компания всерьез планирует инвестировать в Россию, ей нужно потратить больше времени и, к сожалению, денег. Ее прибыль будет уменьшена теми профилактическими мерами, которые она собирается принять, чтобы быть уверенной в том, что она контролирует свои деньги, знает, куда они идут. Но если компания попытается в спешке заняться инвестициями в Россию, это все равно, что повесить мишень себе на корпоративный лоб. Так как чиновники быстро поймут, что компания спешит и у нее можно вымогать деньги.
 
Да уж, компании должны быть очень смелыми и осторожными, возможно, слегка сумасшедшими. Говоря в широком смысле, что различные организации могут сделать, когда речь идет о правительстве? То есть может ли вообще быть что-то сделано рядом с российскими властями, или все настолько сильно переплетено?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Безусловно, правительство недавно выступило с определенными интересными инициативами, хотя, конечно, их одних будет недостаточно. Но президент Медведев запускает новую антикоррупционную программу. Теперь нам нужно увидеть результаты. Необходимо увидеть, что за этими инициативами стоит сила. Нужно увидеть, что ведется уголовное преследование значительных фигур, проводимое некоррумпированными властями, что это не просто очередное соглашение или инициатива.
 
Вы можете приблизительно сказать, во сколько государству обходится коррупция?
 
АЛЕКСАНДРА РАГЕ: Я слышала такие цифры, как 300 миллионов долларов по всему миру. Но, вы знаете, Мировой банк любит круглые цифры, такие как 1 миллиард долларов. Сложно сказать. Это проблема измерения урона, нанесенного преступлением. На эти цифры никогда нельзя будет положиться.
 
Спасибо большое, с нами была Александра Раге.
 
Материал предоставлен CNN International. Перевод выполнен RT.
 
Дата выхода в эфир 26 марта 2010 года. 
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
CNN США Северная Америка
теги
банк бизнес взяточничество инвестиции иностранцы в России коррупция правительство преступление Россия экономика
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров