Свобода слова без острых углов

Свобода слова в России сместилась в Интернет и в региональные издания. Об этом заявили «Голосу Америки» секретари Союза журналистов России Александр Копейко и Владимир Касютин. Они считают, что центральные СМИ намеренно сглаживают острые углы.

Сегодня в гостях у «Голоса Америки» дорогие гости: секретарь Союза журналистов России Александр Копейко и секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. Здравствуйте!

 
АЛЕКСАНДР КОПЕЙКО: Здравствуйте, Вика.
 
Я бы хотела, в первую очередь, задать вам главный вопрос, который очень многих интересует на Западе. Здесь принято думать, что в России в последние десять лет перестала существовать свобода слова в прессе. Какая ваша позиция по этому вопросу?
 
АЛЕКСАНДР КОПЕЙКО: Свобода у нас есть. Она переместилась в Интернет, в блоги, в региональные компании: телевизионные, радио, газеты региональные. Там, где есть смелые и обеспеченные финансированием ребята. Но наше центральное, как мы привыкли называть, телевидение, первые каналы все: «Первый», «Россия» и так далее. «НТВ», «ТВЦ» - они все многое не говорят просто. А если говорят, то сглаживают углы. Они никогда не позволят себе задать какие-то острые вопросы руководителям страны.
 
ВЛАДИМИР КАСЮТИН: Десять-пятнадцать лет назад многие променяли нормальное медиаразвитие, нормальную работу в медиа, честную, на то, чтоб какие-то ресурсы подтащить. А потом еще пошли и нефтяные деньги, которые в общем-то стали распространяться по разным отраслям, и стало еще проще. Зачем заниматься аудиторией, зачем заниматься рекламой, если можно просто быть чьим-то ресурсом.
 
А как вам кажется, а что же в обществе произошло? Потому что в 90-е годы была какая-то свежесть. Люди хотели говорить правду. Они думали, что страна будет быстро развиваться, что правда – это именно та дорога, по которой надо идти. Устали от каких-то финансовых передряг, сложностей? Устали от революций?
 
АЛЕКСАНДР КОПЕЙКО: Дело в том, что раньше, я помню, в 90-е годы, когда вы говорите, мы тоже мечтали. Я пришел в российский парламент. Почему я пришел? Я журналист, всю жизнь проработал на радио, меня мои коллеги выдвинули, я прошел страшное горнило, так сказать, этих выборов из 12 человек. Победил. Пришел. Стал заместителем председателя комитета по средствам массовой информации, участвовал с удовольствием в законодательстве. И я видел тогда плоды моих усилий. Вот в это начало 90-х годов я мог что угодно говорить, ну, конечно, осознавая ответственность, потому что свобода слова – это ответственность превыше всего. И вообще любая свобода.
 
Осознанная необходимость.
 
АЛЕКСАНДР КОПЕЙКО: Да. Мы видели плоды, у нас было демократичное правительство, у нас был самый такой разнообразный парламент, из разных точек зрения состоявший. Сегодня парламент – это, я даже не знаю, боюсь назвать это парламентом, это просто люди, за деньги или там по знакомству попадают в этот зал для голосований, куда они ходят очень редко, кстати. Но если председатель Государственной Думы говорит, что это не место для дискуссий, эта фраза уже стала известной. О чем можно говорить?     
 
ВЛАДИМИР КАСЮТИН: Телекомпании не привязаны к аудитории, к необходимости работать на аудиторию, а привязаны к определенным спонсорам. Так проще, да? В какой-то момент оказалось, так проще. Но вряд ли так будет, потому что экономические проблемы, они ведь пока еще не закончились, все не так просто. И мы видим, что на страну влияет Интернет, очень много последних событий находили отклик в Интернете, а потом это все… Вынуждены были традиционные СМИ об этом говорить: и телевидение, и газеты. И мы понимаем, что это тоже влияет на состояние общества.
 
А какие у вас отношения с властью? С Кремлем? Осторожные, дружественные или антагонистические?
 
АЛЕКСАНДР КОПЕЙКО: Ну, в последнее время стали такие более или менее нейтральные отношения. Даже нашего председателя Союза журналистов Богданова приглашали в Кремль, он встречался с президентом Медведевым. Вот когда Медведев стал президентом. А до этого у нас были антагонистические отношения. Люди видят, что мы не лебезим перед властью, мы пытаемся помочь и материально, и морально, и образовательными программами. Мы в прошлом году фестиваль проводили и форум международный в Турции, в Анталии, мы проводили. И в этом году мы продолжаем этот конгресс, он называется национальным медиафорумом «Формула доверия».   
 
ВЛАДИМИР КАСЮТИН: Доверие – ключевое слово, которое было найдено нашим председателем Богдановым очень точно. Не хватает в обществе доверия, люди никому не доверяют, власть не доверяет обществу, общество не доверяет власти, СМИ никто доверяет в целом, да? Из-за этого как раз и происходит то, что мы видим. Это не только в России, в России, может быть, это более явно, жестко. Это во всем мире. Люди все меньше доверяют медиа, люди все меньше доверяют власти, бизнесу. Мир все более не управляем. И поиск каких-то новых моделей взаимоотношений, как пытаться эту ситуацию в какой-то степени остановить, притормозить, потому что, когда никто никому не доверяет, такое общество не имеет будущего.
 
Дата выхода в эфир 30 апреля 2010 года.

 

 

Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
Voice of America США Северная Америка
теги
журналист Кремль Россия свобода слова
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров