Внедрение в страну разведчиков-нелегалов - излюбленный прием российских спецслужб со времен КГБ. Однако эти агенты, как правило, не оправдывают потраченных на них сил и средств.
Сегодня появилась новая информация в деле о предполагаемой русской шпионской сети. Исчез один из подозреваемых. Вчера полиция Кипра объявила о задержании человека, связанного с 10 арестованными здесь, в США. Однако судья выпустил его под залог. Стражи порядка сообщают, что подозреваемый не явился в полицию для проверки, что обязан был сделать. Полиция Кипра говорит, что не знает, где он находится.
Кроме того, сегодня один из высокопоставленных финансово-политических игроков заявил о том, что он мог быть целью подозреваемых в шпионаже. Его зовут Алан Патрикофф.
Он был распорядителем финансов во время предвыборной сенатской кампании госсекретаря Хиллари Клинтон. Мы хотим пояснить: он не один из подозреваемых. Он говорит, что, возможно, был их целью. По его словам, он работал с одной из женщин, имя которой было названо.
Он сообщил корреспондентам, что женщина, известная под именем Синтия Мерфи, более десяти лет работала в одной из фирм здесь, в Нью-Йорке, пройдя все ступени по служебной лестнице, вплоть до поста вице-президента.
Джайлс Уиттелл - вашингтонский корреспондент лондонской газеты Times, которая входит в одну сеть с нашим телеканалом. Он также является автором книги «Мост шпионов», которая скоро увидит свет. Он следил за этой историей и готов присоединиться к нам из Вашингтона. Сэр, рад Вас видеть. Спасибо, что Вы с нами.
ДЖАЙЛС УИТЕЛЛ, журналист: Благодарю за приглашение.
Что Вы думаете об этом конкретном деле? Значение этой истории, кажется, раздуто в разы.
ДЖАЙЛС УИТЕЛЛ, журналист: Подробности поистине удивительны, если только вы не знакомы с тем, как КГБ и его иностранное крыло действовало за последние полвека. Я не думаю, что зайду слишком далеко, утверждая, что они помешаны на внедрении нелегальных агентов, как они их называют.
Многие люди считают, что все шпионы нелегальные. Вовсе нет. Надо различать сотрудников посольства, о которых правительство принимающей страны знает, что они на самом деле участвуют в разведке, и нелегалов, которые делают карьеру под надежным прикрытием и, возможно, так никогда и не представят ничего полезного для разведки. Но Москва верила в эту стратегию во времена холодной войны - использовала для этого много людей и тратила много денег. Однако поразительно то, что они и сейчас продолжают в нее верить.
Вы сделали заключение, что они были в состоянии получить то, что могло кому-нибудь помочь, на основе доступной информации?
УИТЕЛЛ: Только то, что могло быть получено из газет, Интернета или журналов. Эта разведывательная стратегия является рискованным предприятием. Надеяться можно лишь на то, что эти агенты с минимальным количеством связей будут сидеть достаточно долго, чтобы один из них смог втереться в доверие к кому-нибудь вроде Алана Патрикоффа и, когда назреет кризис, добыть какую-нибудь информацию. Какие-нибудь далеко идущие планы, которые сегодня могут быть очень полезны для России. Но мой жизненный опыт и книга, в которой я рассказываю о человеке по имени Рудольф Эйбл, который был осужден и заключен на тридцать лет в 1957 году как советский шпион. Сегодня признается тот факт, что он практически ничего не добился на разведывательном поприще за девять лет пребывания в США.
Вы так долго занимаетесь этим. По Вашему мнению, много ли среди нас шпионов?
УИТЕЛЛ: Ну, отставной сотрудник КГБ заявил пару дней назад, что может быть от сорока до пятидесяти пар. Среди одиннадцати арестованных в воскресенье есть четыре пары, одиннадцатого недавно арестовали. Помимо этого, один из окружных прокуроров, относящихся к этому делу, говорит, что это только вершина айсберга, что новые подробности будут раскрываться в ходе судебного разбирательства. Не стоит забывать, что многие из них находятся там не годы, а десятилетия. В Москве я встретился и взял интервью у отставного генерала КГБ Юрия Дроздова, который занимался этим направлением несколько десятилетий. Он сказал мне, это было в прошлом году, что многие из тех, кто сейчас находится в США под прикрытием, были завербованы еще в период холодной войны. Так что им может быть шестьдесят, семьдесят, восемьдесят лет. Но они будут считаться шпионами, если их раскроют.
Ух ты! Джилс Уиттел, автор книги «Шпионский мост», на прямой линии из Вашингтона. Рад был встрече. Спасибо.
Дата выхода в эфир 30 июня 2010 года.