Сообщения о лесных пожарах в России проходят через жесткую государственную цензуру, что дает властям возможность рапортовать об успехах, в то время как огонь продолжает уничтожать целые деревни.
Пожары в России бушуют уже на площади, равной территории кантона Цюрих. Огнем объяты свыше 1700 квадратных километров леса, кустарника и торфяников. Растут опасения, что огонь может угрожать атомным объектам. Жара и едкий дым сильно донимают москвичей. В остальных провинциях населению приходится бороться за выживание. По официальным данным, в огне погибли 52 человека. Российская съемочная группа сняла в районе катастрофы кадры, которые не были показаны в России из-за цензуры. Ведь помощь тем, кто борется за выживание, приходит не всегда.
Пожарный поезд в русской провинции. Этот поезд должен обеспечить открытый путь между Москвой и провинцией. На первый взгляд, огонь не выглядит опасным. Но это не так. Ведь огонь прогрызает себе дорогу под землей, в огромных слоях торфа.
СЕРГЕЙ ТОЧЕНОВ, руководитель: В день мы выезжаем на задание два-три раза, в зависимости от ситуации. Самое важное – чтобы не прерывалось движение. Нам выделили соответствующее «окно», в которое предстоит уложиться.
Ровно через 40 минут огонь должен быть потушен или взят под контроль. Ведь этот участок должен пройти следующий поезд.
Неделю назад, возле деревни Передельцы, в 200 км от Москвы: жители пытаются бороться с огнем с помощью крючьев и лопат. Эти кадры сняло местное телевидение.
ЖИТЕЛИ ДЕРЕВНИ: Кто помогает? Никого нет. Ничего не вывозится. Ни люди, ни имущество. Раньше власти говорили, что помогут. Но где они? Наш дом полностью сгорел, со всем, что внутри.
До сих пор эти кадры не были показаны в России. Они стали жертвой цензуры. Народ не должен видеть, как беспомощны люди, которых в этой ситуации оставили на произвол судьбы.
В российской столице ситуация тоже приняла угрожающий характер. Здесь хотя и не горит, но плотный дым от горящих торфяных и лесных пожаров не дает москвичам дышать. В выгоде лишь тот, кто экипирован на подобный случай.
Как Вы себя чувствуете?
ЧЕЛОВЕК В ПРОТИВОГАЗЕ: Прекрасно! Сейчас, если идешь на улицу, нужно иметь это.
Возвращаемся обратно, в местность вокруг деревни Передельцы. Местные пытаются не допустить, чтобы огонь перекинулся через дорогу на лес на противоположной стороне, и прорубают пожарную просеку.
ЖИТЕЛЬ ДЕРЕВНИ: Это как в сорок первом…
Что Вы имеете в виду?
ЖИТЕЛЬ ДЕРЕВНИ: Защита Родины голыми руками.
Это гонка со временем. И почти без оборудования. Раньше, при коммунистах, все было по-другому, говорят они.
АННА СУВОРОВА, жительница деревни: Это результат последних 20 лет. Я могу оценить это даже на примере моей маленькой деревни. Раньше у нас была пожарная команда, водонапорная башня, пожарные рукава, содержащиеся в состоянии готовности. В лесу прорубались просеки. А сегодня эти просеки заросли лесом.
В других местах борьба с огнем идет, кажется, образцово. Эти кадры цензуре не подвергли. Правительство демонстрирует, что делает все, для того чтобы взять пожары под контроль. Кто не идет в ногу, подвергается публичному отчитыванию.
СЕРГЕЙ ШОЙГУ, Министр по чрезвычайным ситуациям: Ваш регион единственный, кто не справился с подавлением огня. Это неприемлемо. Несмотря на то что мы направили вам большое количество сил.
Противоречивая информация поступает и из Челябинской области, на Урале. Хотя информация о том, что огонь угрожает здешнему ядерному центру, была сегодня опровергнута, одновременно там введен режим чрезвычайной ситуации. Это означает, что доступ в регион открыт только для властей, которые и решают, что должна знать общественность, а что – нет.
Дата выхода в эфир 09 августа 2010 года.