Атомный реактор АЭС «Бушер» начал свою работу. Главный иранский атомщик Али Акбар Салехи назвал это великим событием. Он также добавил, что не воспринимает всерьез угрозы Израиля разбомбить АЭС.
В субботу на Ближнем Востоке, в городе Бушер на юге Ирана, запускается первая атомная электростанция. Реактор, созданный российскими специалистами, начал работу под строгим контролем МАГАТЭ. О запуске, который всё-таки произошел, несмотря на опасения международного сообщества по поводу ядерных амбиций Тегерана, нам расскажет корреспондент RT Оксана Бойко.
Более 30 лет строительства. Более 2 миллиардов долларов. По общему мнению, «Бушер» был дорогим проектом. И Иран не жалел на него средств.
Бушерская АЭС всегда была чем-то большим, чем просто станцией по производству энергии. Для Ирана это символ социального прогресса страны и доказательство ее мирных намерений. А для критиков Тегерана – воплощение идеологической отсталости Исламской республики и яркий пример бескомпромиссной воинственности. Долгие годы станция была козырем в дипломатических играх, и вот теперь она наконец приблизилась к выполнению своего практического предназначения. В реактор только что загрузили первую порцию ядерного топлива, и ожидается, что к концу этого года станция начнет производить электричество. Но главный иранский атомщик говорит, что уже можно праздновать успех.
АЛИ АКБАР САЛЕХИ, глава Организации по атомной энергии Ирана: Мы благодарны народу России, правительству России, нашим большим друзьям в России, которые нам очень помогли достичь того, что мы имеем на сегодняшний день. Если бы не помощь России, мы бы, конечно, не стали свидетелями такого великого события.
Температуры на станции далеко за 40 градусов Цельсия – и это яркий пример того, почему Ирану необходимо производить больше электричества. Даже при том, что кондиционеры работают на полную мощность, жара всё равно невыносимая. В течение нескольких лет глава российского атомного ведомства Сергей Кириенко в поте лица защищал сотрудничество между Москвой и Тегераном.
СЕРГЕЙ КИРИЕНКО, глава корпорации «Росатом»: Это уникальная работа, потому что очень сложно встраивать новое оборудование в то оборудование, которое было изначально. Бушерская АЭС – международный проект. Оборудование поставляли более 10 государств: как азиатско-тихоокеанские, так и европейские страны.
В то время как некоторые государства продолжают выражать опасения по поводу использования Ираном российского ядерного топлива, людям, проживающим в Бушере, тоже есть чего бояться. Валерий и Алина работают на станции уже три года. Алина говорит, что вначале она опасалась привозить своих детей в Иран по медицинским причинам, но теперь ее беспокоит другое.
ВАЛЕРИЙ СОЛОДКИЙ, счетовод на стройплощадке АЭС «Бушер»: Мы только что видели в Интернете сообщения о том, что Израиль планирует бомбить Иран. Это жутко. Когда здесь проводятся местные учения, слышны выстрелы, летают самолеты, и никогда не знаешь, по-настоящему всё это или нет. Может быть, они к чему-то готовятся.
Многих здесь угрозы Израиля разбомбить АЭС заставляют вспомнить о страшных событиях 1980-х, когда артиллерия Саддама Хусейна обстреляла город, нанеся значительный урон самой станции. Однако иранские официальные лица уверены, что история не повторится.
АЛИ АКБАР САЛЕХИ: Мы не обеспокоены, потому что мы знаем, что нападение на любой ядерный объект противоречит международным правилам. И всё это лишь средство информационной и психологической войны. Мы не воспринимаем это всерьез. Хотя мы начеку, мы бдительны. Но это не значит, что то, что они говорят – серьезно.
Роль России как поставщика топлива и технологий Ирану, может быть, беспокоит некоторых, но она может предотвратить дальнейшие конфронтации между двумя соседними странами, придав новое значение фразе «обогащение урана для мирных целей».
Оксана Бойко, RT, Бушер, Иран.