Вернувшись из Японии, Барак Обама заявил, что ратификация нового договора по СНВ должна состояться до истечения полномочий членов Конгресса. Мнения ведущих американских политиков по этому вопросу разделились.
Я хочу обсудить ряд основных внешнеполитических вопросов, от которых напрямую зависит авторитет Америки и авторитет ее президента.
Договор по СНВ, новый договор по СНВ… как Вы считаете, его ратифицируют до окончания этой сессии «хромой утки», последней сессии Конгресса в текущем составе?
МАДЛЕН ОЛБРАЙТ, бывший Госсекретарь США: Я считаю, что его крайне важно ратифицировать. Президент заявил, что это приоритет для сессии «хромой утки».
Он только что завершил встречу с президентом Медведевым во время визита в Японию и вновь заявил, что это приоритетная задача.
И причина этого в том, что, во-первых, это хороший договор. Но дело еще отчасти в том, что президент Рейган говорил: «Доверяй, но проверяй». На деле же процедуры проверки не проводятся уже почти год. И для этого нам нужен договор.
Кроме того, я считаю, что мы действительно… что отношения с Россией очень важны: я считаю, что они оказали большую помощь в решении иранского вопороса… Я очень, очень надеюсь, что на сессии «хромой утки» поймут, насколько важен этот договор.
Сенатор Грэм, Сенатор Керри уже заявил, что полагает: ратификация может состояться в декабре этого года. Президент Обама заявил, что она должна состояться в рамках сессии «хромой утки». Как Вы считаете, проголосует ли Конгресс за ратификацию, и состоится ли она в период сессии?
ЛИНДСИ ГРЭМ, сенатор-республиканец: Не знаю. К этому договору я отношусь совершенно непредвзято, и, как заметила госсекретарь Олбрайт, это важный момент во взаимоотношениях между США и Россией. Думаю, Россия может сделать больше, ведь она уже оказала немалую поддержку. Есть два препятствия: первое - модернизация. Нам нужен не только договор по СНВ, мы должны еще и модернизировать наши ядерные силы, то вооружение, которое остается, чтобы обеспечить и впредь наличие сдерживающего фактора. А мы должны обеспечить возможность размещения своих комплексов ПРО, которые не входят в договор по СНВ. Итак, получаем два камня преткновения: программа модернизации и то, как противоракетная оборона функционирует за пределами договора.
Вы бы проголосовали за договор?
ЛИНДСИ ГРЭМ, сенатор-республиканец: В том виде, в котором он существует сейчас, нет. Но Джон Кайл сейчас работает с администрацией над улучшением модернизации, чтобы обеспечить независимость противоракетной обороны от договора по СНВ. Если удастся выполнить эти два условия, то я бы проголосовал за договор. По-моему, лучше с договором, нежели без. Но прежде нужно плотнее заняться модернизацией и ПРО.
Дата выхода в эфир 14 ноября 2010 года.