Противники СНВ ставят партийные интересы выше интересов национальной безопасности США, считают политические обозреватели. Усилия республиканцев направлены на срыв инициатив Обамы, чтобы не допустить его переизбрания.
Важная неделя для Сары Пэйлин – одна из тем для нашего круглого стола. Его участники: Джорджем Уиллом, Роберт Райш, автор книги «Отголоски: следующая экономика и будущее Америки», политтехнолог Демократической партии Донна Бразил и Эд Льюс из The Financial Times.
Я бы хотела начать с интервью с Майком Малленом, но мы обязательно дойдем до Сары Пэйлин.
Что Вы думаете? Адмирал Маллен едва удерживался от того, чтобы назвать эту задержку политической.
РОБЕРТ РАЙШ, обозреватель журнала American Prospect: Считаю, что это очень интересно. Когда Вы задали ему этот вопрос, можно было буквально прочитать его мысли, его так и подмывало сказать: «Смотрите, Джон Кайл действует в ключе, заданном Митчем Мак-Коннеллом, который недвусмысленно сказал, что следующие два года будут посвящены тому, чтобы не допустить того, чтобы Барак Обама был выбран на второй срок. Следовательно, всё это связано с политикой. Поэтому это значит, что республиканцы ставят политику выше национальной безопасности».
Но ведь они не могут так действовать по такому вопросу, как этот? Ведь его уже одобрили военные, разведка, финансисты. Все вопросы, которые у них имелись, были разрешены.
ДЖОРДЖ УИЛЛ, обозреватель ABC News: Я поверю Джону Кайлу на слово, я его сильно уважаю. Думаю, что суть его слов вот в чём. Прежде всего, нонсенс говорить, как наш «долгоиграющий подарок» Джо Байден, что для национальной безопасности США жизненно важно ратифицировать этот договор на последней сессии в старом составе? То есть, если бы у нас не было этой сессии (а у нас её вообще быть не должно)…
Но жизненно важно ратифицировать его прямо сейчас. Как можно скорее.
ДЖОРДЖ УИЛЛ: Полтора месяца погоды не сделают.
Но, кажется, ратификация затянется ещё надолго, они хотят провести больше дебатов, они хотят пересмотреть этот вопрос, обсудить его…
ДЖОРДЖ УИЛЛ: Джон Кайл ведет переговоры о модернизации нашего ядерного арсенала.
То есть дело в деньгах?
ДЖОРДЖ УИЛЛ: Частично… Дело в модернизации наших сил. Хотите «правило Уилла о контроле над вооружениями»? «Контроль над вооружениями невозможен, пока он не важен». Это неважно, и поэтому документ принят не будет. Кто ночами не спит, беспокоясь из-за размеров – не безопасности, а размеров российского ядерного арсенала? Никто.
Отчасти Вы правы: размер действительно не главное. Очень важен вопрос верификации и – главное – авторитета США. К примеру, сейчас передают новости из Северной Кореи. Как Америка может вот так встать и заявить: «Вам нельзя иметь ядерное оружие!» Если мы сами не будем этого делать, как мы можем указывать путь?
ЭД ЛЬЮС, корреспондент The Financial Times: Очень, очень сложно. Я хочу сказать, что Россия, конечно, входит в шестистороннюю группу по вопросу Северной Кореи, и поэтому сотрудничество с ней также важно – как и по вопросу Афганистана и Ирана. Если СНВ не будет ратифицирован у нас, последствия возникнут во всём мире.
Сотрудничество с Россией – это тот пункт, над которым Обама вместе с Хиллари Клинтон работали вот уже 2 года – весьма успешно и терпеливо.
Ещё один момент – относительно обещаний Митча Мак-Коннела не допустить переизбрания Обамы. Ясно, что стратегия республиканцев будет именно в этом. Вопрос в том, будет она разумной или неразумной. И мне кажется, что комментарии и позиция сенатора Кайла свидетельствуют в пользу второго варианта.
ДОННА БРАЗИЛ, политтехнолог Демократической партии: Год назад, по возвращении из Женевы, сенатор Кайл призвал Сенат быстро ратифицировать договор. Что же случилось за год? Случилось вот что: республиканцы удвоили усилия, направленные на то, чтобы заблокировать любой проект, который хотелось бы провести президенту Обаме. Они хотят лишить его победы. Это недобросовестная политическая практика – и так заявлял сам сенатор Кайл. Так что, возможно, Джордж прав: дело может быть в деньгах. Задача – заполучить больше денег для ядерного промышленного сектора. Президент пообещал ещё 4 миллиарда…
…вдобавок к 80 миллиардам.
ДОННА БРАЗИЛ: Верно. Но в этом году в ходе всех слушаний и обсуждений возражения высказывал только сенатор Кайл. И сейчас, полагаю, для них наступил один из политических моментов, когда они могут заблокировать инициативу президента.
РОБЕРТ РАЙШ: Всего отдельных слушаний и совещаний было 21. То есть это не тот вопрос, который внезапно оказался на повестке дня. И сейчас Кайл заявляет: «У нас попросту не хватает времени!» Или: «Недостаточно денег!» По-моему, это идёт против логики.
И, опять же, как сказал адмирал Маллен, это не просто хороший договор с иностранным государством – от него зависит сотрудничество с Россией по всем необходимым США аспектам, идёт ли речь об Афганистане, Иране или о чём-либо ещё. Не знаю, как по-Вашему, но некоторые считают, что это может сыграть на руку сторонникам прежнего, жёсткого курса, которые не хотят иметь дел с США.
ЭД ЛЬЮС: Совершенно верно. Думаю, об этом мечтают… Если навскидку назвать две страны, которым провал ратификации был бы в радость, это будут Северная Корея и Иран. И если республиканцев не убедит этот аргумент – базовый, элементарный аргумент национальной безопасности, - то их уже ничто не убедит. Получается, что ненависть к Обаме сильнее любви к американской национальной безопасности.
Дата выхода в эфир 21 ноября 2010 года.