Участники волнений в арабских странах, в частности в Египте, активно пользуются социальными сетями и блогами для координации своих действий. Роль «новых медиа» в авторитарных странах прокомментировал исследователь из Стэнфорда Евгений Морозов.
Роль блогов, социальных сетей и других «новых медиа» в современных обществах не следует рассматривать однобоко – такой точки зрения придерживается эксперт в области информационных технологий Евгений Морозов. Комментарий на эту тему Морозов – научный сотрудник Стэнфордского университета и автор книги «Сетевое заблуждение. Темная сторона свободы в Интернете» - представил для сайта газеты The Wall Street Journal.
В свете революционных событий в Египте, которые СМИ в значительной степени связывают с активностью оппозиции в Интернете, среди комментаторов сформировались два противоборствующих лагеря. В одном из них информационные технологии и интернет-сервисы, подобные микроблогам Twitter и социальной сети Facebook, рассматривают как залог социального прогресса, а в другом преобладают более скептические настроения.
Ко второму лагерю, в частности, принадлежит и Евгений Морозов. В беседе с автором блога Digits Лорен Гуд и редактором раздела технологий The Wall Street Journal Джулией Энгуин он подчеркнул, что блоги и социальные сети в странах с авторитарными правительствами – к таким странам Морозов относит и Россию – нельзя рассматривать как однозначно революционное явление.
Во-первых, социальные медиа – это прежде всего инструмент, который могут использовать не только оппозиционеры, но и представители власти. Тем более, что в современном мире с его коммуникационными возможностями идет постоянный обмен опытом, и не только египетские активисты могут перенимать опыт тунисских активистов, но и авторитарные правительства могут учиться у других авторитарных правительств.
В качестве наиболее «продвинутых» авторитарных режимов, у которых есть чему поучиться, Морозов назвал Китай и Россию. Он предположил, что те же самые специалисты по социальным медиа, которые консультируют протестные движения, могут в конечном счете оказаться на правительственной службе.
Во-вторых, Морозов предостерег собеседниц и слушателей от использования слишком смелых метафор и представления блогеров в образе «новых дисидентов», а собственно блогов – в виде «нового самиздата». По словам эксперта, многие блогеры в таких странах как Россия, Иран и Китай не только занимают проправительственную или антидемократическую позицию, но и порой оказываются гораздо более консервативны, чем сами власти.
Морозов отметил, что успех египетских оппозиционеров свидетельствует не только о мощи использованных ими информационных технологий, но и об отсталости властей страны, своевременно не отследивших происходящее в Сети и не предотвративших «оффлайновые» акции на улицах. По мнению Морозова, в скором будущем на социальных ресурсах можно будет наблюдать рост присутствия спецслужб – не только в авторитарных странах, но и в демократических.