Российский госзаказ губителен для культурного наследия
ЛЕВ ЛИФШИЦ, завотделом древнерусского искусствознания: Появляются организации, которых никто не знает, никто не видел. Они получают лицензии и проводят работы. У нас рухнула система аттестации реставраторов. Это чудовищное дело.
Создание конкурсных комиссий послужит выходом из этой сложной ситуации. Комиссии смогут выбирать профессионалов, которые выполнят свою работу в соответствии с требованиями. И главным из них должно быть качество.
ЛЕВ ЛИФШИЦ: Конечно, эти требования, в первую очередь, должны определяться характером заказа, характером тех конкурсных комиссий. Потому что сегодня формулируются задача: быстрее, дешевле, эффектней. Не эффективнее, а эффектнее! А для нас в нашем деле конечный результат - это качество.
Успешный опыт работы экспертных конкурсных комиссий имеется в киноиндустрии. Здесь бюджетные средства распределяются на фильмы разных категорий. И обязательно проводится конкурсный отбор. Причем финансируются фильмы как мэтров, так и начинающих режиссеров. Например, молодой режиссер Салават Вахитов сможет снять свой первый полнометражный фильм, если выиграет конкурс.
Удастся ли использовать успешный опыт работы экспертных конкурсных комиссий в других сферах искусства - и в архитектуре, в частности – пока неясно. Между тем, главная цель реставраторов, конечно, - в сохранении ценных объектов архитектуры для наших потомков.
NTD, Москва, Россия.