Западные компании получают выгодные контракты на восстановление ливийской инфраструктуры, разрушенной в ходе натовских бомбардировок. А Россия и Китай, выступавшие против войны, пока не решаются отправлять своих бизнесменов и специалистов в новую Ливию.
В настоящее время Ливия переживает тяжелый период постреволюционного развития. Половина инфраструктуры странs сильно пострадала в результате гражданской войны и бомбардировок НАТО. Теперь же страны, которые сначала наносили удары по ливийским городам, вкладывают деньги в восстановление страны. С подробностями из Триполи корреспондент RT Оксана Бойко.
Может, они и помогли разрушить дом, но вот мосты он сжигать не стали. Теперь, когда Ливия поднимается из пепла гражданской войны, страны, подливавшие тогда масла в огонь, выстраиваются в очередь, чтобы загладить ущерб и заработать на этом деньги.
ОКСАНА БОЙКО, корреспондент RT: Здесь, в Триполи, очень распространено мнение, что России больше всех была выгодна торговля с режимом Каддафи. Однако это не так. В 2010 году Москва занимала 17-ое место в списке крупнейших торговых партнеров Ливии, что составляло всего 0,4% от ее международной торговли.
Страны, на которые приходились самые большие объемы торговли с каддафистской Ливией, - это как раз те, кто возглавлял кампанию против него: Европейский союз, Соединенные Штаты Америки и Турция. Теперь же они соперничают за контракты по восстановлению Ливии, в разрушении которой некоторые из них принимали непосредственное участие.
РИЧАРД ПИТЕРС, американский бизнесмен: Привет, как дела?
МУЖЧИНА: Все хорошо.
РИЧАРД ПИТЕРС: Хорошо…
Американский стиль ведения бизнеса здесь еще в диковинку, но он уже входит в моду. Владелец конструкторской фирмы Ричард Питерс прибыл в Триполи незадолго до восстания, чтобы подписать контракт на несколько миллионов долларов с правительством Каддафи. Война и последующий арест Питерса выбили его из колеи, но теперь он надеется все наверстать.
РИЧАРД ПИТЕРС: Я никого не осуждаю. Даже тех, кто на него работал. Просто не было выбора. Если ты на него не работаешь, то что остается? Умереть?
Компания Ричарда также участвует в восстановлении Ирака и Афганистана, после того как туда вторглись США и их союзники. И в Ливии он ступил на знакомую почву. Он даже считает, что бизнес-потенциал страны может быть больше, чем во всех остальных постконфликтных зонах.
РИЧАРД ПИТЕРС:
Нет ничего, в чем бы они здесь не нуждались. Если сравнить эту страну с США, им нужно всё, что есть у нас. Понимаете, всё. Инфраструктуру надо полностью перестраивать, все объекты. В том числе мы занимаемся деловыми центрами с площадками для гольфа и тематическими парками. Все эти годы у людей не было никаких развлечений, так что можете себе представить, что такое для них небольшой тематический парк или Диснейленд…
Американцы – не единственные, кто борется за место под солнцем. «Турецкие авиалинии» первыми возобновили коммерческие рейсы в Триполи, и теперь все билеты раскупили бизнесмены, ищущие новые возможности.
Даже при Каддафи Турция довольно успешно занималась бизнесом в Ливии, а в прошлом году она была четвертым по величине торговым партнером Триполи. Но сейчас, после быстрого признания власти повстанцев, многие надеются на еще более выгодные сделки.
ЮСУФ ЙЫЛДЫЗ, торговый представитель при посольстве Турции в Триполи: Конечно, если у вас крепкие политические отношения с какой-либо страной, с кем-то, это облегчит… Это полезно для бизнеса. В этом нет никаких сомнений.
Единственные, кто пока не спешит напоминать о своих деловых интересах в Ливии, это Россия и Китай. Обе страны активно выступали против применения силы в Ливии – и эта позиция им уже «аукнулась».
Большинство российских компаний, занимавшихся бизнесом в Ливии до войны, до сих пор не решаются вернуть туда своих сотрудников. В то же время эксперты предупреждают: выжидательная тактика может оказаться не самой удачной.
Но больше всех потеряли сами ливийцы. В 2010 году их экономический рост составлял порядка 10%. Достичь таких показателей сейчас, похоже, ничуть не легче, чем отстроить страну с нуля.
Оксана Бойко, RT, Триполи.