Сирийский кризис для Владимира Путина - лишь элемент политической игры, построенной на антагонизме с Западом, пишет обозреватель The Daily Telegraph Кон Кохлин. По его словам, чтобы добиться в Сирии своего, Западу нужно перенять российский «грязный» поход к этой проблеме.
«Чтобы помочь сирийцам, мы должны действовать так же грязно, как и русские», – заявляет обозреватель The Daily Telegraph Кон Кохлин. По его словам, поставляя Асаду оружие, Россия действует вопреки собственным заявлениям о недопустимости иностранного вмешательства в сирийскую ситуацию, а её «извращённая привязанность к дамасским мясникам» продиктована старыми геополитическими интересами и стремлением Владимира Путина раздувать антагонизм с Западом.
По словам Кохлина, за 15 месяцев с начала в Сирии антиправительственных протестов продажи оружия лишь увеличились и достигли показателя примерно в 400 миллионов долларов в год. Дамаск регулярно получает современнейшие системы ПВО, снайперские винтовки и гранаты, несмотря на то что сейчас «режим Асада, всё больше ощущающий на себе экономические санкции ООН, не может платить по счетам». Москва увеличила ценному союзнику кредитный лимит или просто отправляет счета в Иран, заявляет обозреватель британской газеты.
Но если стремление иранских аятолл спонсировать Асада автор статьи легко объясняет желанием иметь форпост для поддержки ливанской «Хезболлы», «рабскую преданность» Асаду со стороны Москвы, которая, казалось бы, сейчас должна налаживать связи с внешним миром, «оправдать труднее», заявляет он.
Отчасти позиция России строится на отношениях, сложившихся ещё в годы холодной войны: баасистская Сирия была для СССР единственным плацдармом в регионе, здесь же был построен советский пост прослушивания, соперничающий с британской базой на Кипре. «Стратегическая зависимость Москвы от Сирии как военной и разведывательной базы в некоторой степени объясняет её нежелание бросать старого союзника, даже сейчас, когда известно, что режим Асада санкционирует акты абсолютного зла», - пишет Кохлин.
Но, по его мнению, российский президент Владимир Путин преследует и другую цель – вновь утвердиться на международной арене, пустив в ход старый антагонизм с Западом, проявление которого обозреватель видит в «обещании господина Путина этим летом бойкотировать Олимпиаду в Лондоне». Исходя из этого, Кон Кохлин утверждает, что российско-китайское намерение совместно блокировать западные инициативы в ООН – лишь «бесстыдная попытка подорвать усилия западных держав, руководствуемых большей частью гуманитарными соображениями, цель которых – не дать Сирии скатиться в полномасштабную гражданскую войну», а не проявление «остаточной симпатии» к клану Асада.
Обозреватель призывает Запад действовать в таком же ключе: прекратить рассматривать сирийский кризис как проблему нарушения прав человека и подойти к нему с тех же стратегических позиций, что и Россия. В своей статье в The Daily Telegraph он заявляет, что схожую стратегию Запад применял на исходе холодной войны, вопреки протестам Москвы поддерживая стремление «недавно освобождённых государств Восточной Европы и Центральной Азии ввести демократию по западному образцу, а не продолжать терпеть вмешательства Кремля в свои дела».
«Только представьте себе, насколько в лучшую сторону изменились бы судьбы региона, если бы режим Асада был свергнут, а на смену ему пришло первое прозападное правительство со времён падения сирийской монархии в двадцатые, – пишет автор статьи.– Были бы перерезаны иранские линии снабжения «Хезболлы», и у группировки не было бы доступа к мощным ракетным арсеналам, которым она угрожает Израилю. В то же время Россия, единственный значительный союзник семьи Асадов за пределами Ближнего Востока, лишилась бы своего привилегированного статуса в столице и портах Сирии».