Стимулировать творческий процесс, вдохновлять, заставляя думать и рассуждать - вот задачи современного искусства. Однако в случае с одним российским галеристом результат явно превзошел ожидания: его скандальный проект вызвал волну протеста. Его недавняя выставка в городе, который претендует на звание европейской культурной столицы, не менее противоречива. С репортажем – наш корреспондент Дария Пушкова.
Искусство Гельмана не по душе россиянам
Небольшой, но очень бурный протест в южнороссийском городе Краснодаре. Толпа преградила вход, чтобы помешать открытию выставки современного искусства под названием Icons. Здесь представлены работы современных художников. «Тайная вечеря», выполненная из пластика, изображена как напряженная деловая встреча. «Троица» из металла также вызвала враждебную реакцию. Это столкновение старого и нового.
МИХАИЛ ШВЫДКОЙ, бывший министр культуры (2000-2004): Данная выставка представляет собой попытку осмысления того, как сегодня изменилась традиционная иконопись. У людей, которые придерживаются консервативных взглядов, это, естественно, вызывает возмущение.
Куратор выставки, которого на открытии приветствовали плевком в лицо, утверждает, что проблема заключается в человеческом невежестве.
МАРАТ ГЕЛЬМАН, куратор выставок современного искусства: Нередко язык современного художника сложен для понимания. Но что отличает неискушенного человека от невежды? Если первый чего-то не понимает, то он хочет понять, а невежда сразу все осуждает.
Однако протесты, которыми сопровождалось большинство организованных им выставок в России, объясняются не столько представленными работами, сколько личностью куратора. Имя Марата Гельмана уже много лет является синонимом скандала.
ВИТАЛИЙ ХРАМОВ, старейшина казачьей общины «Соболь»: Это человек, который пытается продать нам надписи в общественных туалетах под видом искусства.
Предыдущие выставочные проекты Гельмана, на которых были представлены целующиеся милиционеры, распятый Иисус Христос с орденом Ленина вместо головы и фотография православной иконы, разрубаемой топором, вызвали в России широкий общественный резонанс.
ЖЕНЩИНА: Я по образованию искусствовед, и то, что он называет искусством, ничем подобным не является. Это мерзость и зло.
Планы Гельмана по осуществлению культурной революции в Перми, Центральная Россия, путем полного изменения облика города шокировали большинство местных жителей, более привычных к традиционным формам искусства. Маленькие безголовые красные человечки, расставленные по всему городу, а также другие инновации – не вызвали у публики восторга. Равно как и цена всего этого – 90 миллионов рублей, или около 3 миллионов долларов, выделенных из бюджета.
Теперь Гельман хочет распространить свое видение современного искусства на другие регионы, но сталкивается с яростным сопротивлением.
АЛЬБЕРТ ГАМАЯН, правозащитник: Мы не против того, чтобы в нашем регионе был центр современного искусства, но нам для этого не нужен Гельман. Если директором школы-интерната для девочек назначить проститутку, будьте уверены, через два года все там станут шлюхами.
ДАРИЯ ПУШКОВА, корреспондент RT: Несмотря на все протесты и споры, все выставки Марата Гельмана в конечном итоге открываются, привлекая любопытных. Интересно, однако, то, что Гельман – не единственный поборник современного искусства в России, но ни одна другая выставка никогда не провоцировала такого эмоционального общественного отклика.
За все 6 лет, что Нина проработала в Московском музее современного искусства, в этих стенах не произошло ни одного скандала, несмотря на то что провокационных экспозиций было немало.
НИНА ДЬЯЧКОВА, научный сотрудник Московского музея современного искусства: Художники, выходящие за принятые рамки, конечно, могут вызывать неодназначные реакции – иногда это на пользу современному искусству, а иногда и во вред.
Однако перемены уже ощущаются. Даже самые консервативные члены церкви уже знают, что такое перформанс. Отец Алексий был тем, кто плюнул в Марата Гельмана на открытии его выставки в Краснодаре.
АЛЕКСИЙ КАСАТИКОВ, священник: Я выступил в роли современного художника, может быть, любителя, но все же художника. Эксперты в этой области говорят, что мой плевок полностью подпадает под определение перформанса.
Дария Пушкова, RT.