Российские НКО скорее откажутся от зарубежного финансирования, чем назовутся «иностранными агентами». Ведь такая формулировка активно использовалась властями для оправдания террора еще во времена Сталина, сообщает El Pais.
Законопроект о наделении российских некоммерческих организациях (НКО), финансируемых из-за рубежа, статусом иностранного агента возмутил российских правозащитников, сообщает El Pais. «Никогда и ни при каких обстоятельствах наша организация не зарегистрируется как иностранный агент», - с негодованием заявила 84-летняя глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.
Причин столь негативного отношения к новому законопроекту в России несколько. Во-первых, исторически сочетание «иностранный агент» ассоциируется с эпохой сталинских репрессий и приравнивается к слову «шпион», поясняет автор статьи Пилар Бонет. В частности, из-за этого против закона высказался глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов, заявляя, что это очередной выпад Кремля против оппозиции.
Во-вторых, власти уже не раз ограничивали в законодательном порядке деятельность финансируемых из-за рубежа НКО, а в июне этого года был введен закон, ужесточающий правила организации митингов.
Глава оппозиционной партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов убежден, что новый закон будет носить исключительно репрессивный характер. Лидер уличной оппозиции Борис Немцов утверждает, что он будет направлен против таких организаций как «Голос», Amnesty International и Transparency International, которые заявляли о коррупции и нарушениях на последних выборах в России.
По словам же самих представителей НКО, защита прав человека в стране сопряжена с деятельностью, неугодной правительству, поэтому финансирование приходится искать за границей, пишет El Pais. Но «если единственный путь – отказаться от иностранной поддержки, мы откажемся и будем жить в нищете», - разводит руками Людмила Алексеева.