Отправка кораблей ВМФ России в сирийский порт Тартус подаёт ясный сигнал Западу, считает Фрэнсис Таунсенд, бывший советник президента Буша. По её словам, Москва не хочет допустить западной военной помощи оппозиционерам, но при этом и сама не собирается оказывать силовой поддержки Асаду, предчувствуя его падение.
Фрэн, что, по вашему мнению, в данной ситуации собирается предпринять Россия?
ФРЭНСИС ТАУНСЕНД, бывший советник президента Джорджа Буша-младшего по вопросам национальной безопасности: Я думаю, надо обратить внимание на две вещи. Вначале – о кораблях, которые направляются в порт Тартус. Это единственный средиземноморский порт, к которому у русских есть доступ, поэтому он крайне важен.
И я думаю, что отправка этих кораблей является посланием Западу: держаться от проблем в Сирии подальше, не вмешиваться. Не будем забывать, недавно лагерь Асада покинули представители высших военных кругов, военная поддержка режима Асада в Сирии ослабевает. И я считаю, что Россия подаёт Западу сигнал: держитесь в стороне, если режим Асада падёт, то рухнет и его поддержка внутри страны, вам не нужно помогать, не вмешивайтесь.
Вы сказали, что это послание для Запада. Но это ведь не военная угроза, и нам не надо ожидать, что Россия откроет огонь или начнёт защищать Сирию в этом случае? Скорее, они хотят сказать: мы не собираемся стрелять, и вы также этого не делайте.
ФРЭНСИС ТАУНСЕНД: Всё верно. Более того, думаю, России не хочется быть последним барьером между оппозицией и Асадом. Если военная поддержка рухнет и Асаду понадобится защита, вряд ли русские захотят ею становиться.
Фактически, в последнее время мы видим, что они начали некий диалог с сирийской оппозицией. Не будем забывать, русские заработали на продаже оружия 4,7 миллиардов долларов, они хотят подстраховаться и будут дружелюбны по отношению к тем, кто контролирует военную силу, кто бы это ни был, даже к оппозиции.
Что же русские будут делать со своими кораблями в Сирии, если падёт режим? Что они тогда скажут?
ФРЭНСИС ТАУНСЕНД: За этим нужно будет внимательно следить. Ведь это четыре военных корабля с вооружениями на борту – здесь нужно быть осторожными. Нам Россия говорит, что сирийским военным передавать оружия больше не будет. Но мы… Разведки разных стран, военные разных стран будут внимательно за этим наблюдать, чтобы удостовериться, что у России не появится соблазна продолжить передачу оружия.
Честно говоря, я считаю, что в действительности эта ситуация подаёт нам сигнал надежды. Асад теряет поддержку своих внутренних служб безопасности, своих военных. Измена бывшего министра обороны имеет огромнейшее значение. Поэтому я считаю, что всё это… Россия принимает всё больше участия, проявляет всё больше беспокойства по этой самой причине. И это может быть частью поворотного момента в Сирии, на который мы все надеемся, которого мы все так желаем.
Ответьте, пожалуйста, кратко ещё на такой вопрос. Сейчас у России огромные проблемы, и у Путина – огромные проблемы из-за наводнений в стране. Многие россияне негодуют из-за того, как власти действовали в связи с этим бедствием. Возможно ли, что здесь мы наблюдаем то же самое, чем занимаются наши политики: дома у него проблемы, и чтобы отвлечь от них внимание, он раздувает проблемы где-то за рубежом?
ФРЭНСИС ТАУНСЕНД: Наверное, исключать такую возможность нельзя, но я считаю, что это скорее некая дополнительная выгода от участия в сирийской ситуации, а не основная причина. Не будем забывать, с Ираном у Сирии отношения клиентские, очень близкие. И мы знаем, что у России с Ираном не только близкие политические отношения, но и очень тесные экономические связи. Так что…
Интересные кадры с этими идущими кораблями.
ФРЭНСИС ТАУНСЕНД: Да.
И всегда интересно поговорить с вами, Фрэн Таунсенд. Спасибо.
Материал предоставлен CNN USA.
Перевод выполнен RT.
Дата выхода в эфир 10 июля 2012 года.