Группа Pussy Riot вернула панк-року надежду быть услышанным во всём мире, заявляет журналист Спенсер Акерман. В статье, опубликованной Foreign Policy, он утверждает, что российская группа превзошла все предыдущие «геополитические достижения» товарищей по музыкальному направлению.
Решение суда по делу Pussy Riot уже не имеет почти никакого значения, считает журналист Спенсер Акерман. В своей статье, опубликованной журналом Foreign Policy, он пишет, что три участницы женской панк-группы «уже выиграли этот фарс, которым является судебный процесс в московском суде».Чем дольше длится процесс о хулиганстве на почве религиозной ненависти,тем больше он привлекает внимания к «параноидальным репрессиям в путинской России», пишет Акерман.
Pussy Riot поставили Путина перед неприятной дилеммой: либо осудить участниц группы, тем самым упрочив их мученический статус, либо пойти на попятный и признать, что всё дело о «панк-молебне» изначально было ошибкой, - заявляет автор статьи. Неожиданный резонанс, который процесс вызвал за рубежом, привел к тому, что Путин перед встречей с британским премьером Дэвидом Кэмероном дал понять, что в этом деле, скорее всего, отступит. Впрочем, это маловероятно, замечает Акерман: «во-первых, диссидентам в путинской России хорошо не бывает, а во-вторых, панк-рок… вообще редко оказывается в победителях».
Исследуя феномен Pussy Riot, журналист отмечает, что группа, всего несколько месяцев назад мало кому известная, успела завоевать симпатии «давно страждущей российской интеллигенции» и международное внимание: так, организация Amnesty International провозгласила трех участниц, которым грозит до 7 лет лишения свободы, узницами совести. «Возможно, никто не говорит о музыкальных достоинствах группы, но взглянув на историю прошлых геополитических достижений панк-рока, понимаешь, что Pussy Riot уже их превзошли – и, возможно, дали панк-року шанс в будущем стать мировой силой в борьбе за справедливость и свободу», - пишет Акерман.
По его словам, за все предыдущие годы существования этого музыкального направления панк-рокерам не удалось сколь-нибудь существенно заявить о себе в геополитическом плане. Вершиной прошлых достижений можно назвать сингл британской группы Crass, в резкой форме выступившей против войны за Фолклендские острова. Тогда песня неожиданно вырвалась в лидеры чартов, а консерваторы в парламенте попытались подвергнуть группу преследованиям по закону «О непристойных публикациях». Позже группа, спасаясь от властей, в 1983 году «выкинула штуку, предварившую успех Pussy Riot», предоставив прессе пленку якобы состоявшейся беседы между Тэтчер и Рейганом, изобличающей их цинизм и кровожадность. Запись наделала много шуму и даже была объявлена провокацией со стороны КГБ, но оказалось, что мистификацию подготовили сами панк-рокеры.
Панк-рок остается преимущественно западным феноменом. При этом панки, живущие в демократических странах, а не при авторитарных режимах, как участницы Pussy Riot, ничем особенно не рискуют, но и не могут похвастаться особым вниманием со стороны властей. При этом, пишет Акерман, потенциал Pussy Riot огромен. Выступая в масках, они «создали способ протеста, открывающий большие возможности, он не знает границ, и использовать его можно во всём мире», - приводит автор статьи мнение обозревателя Тоби Вэйла. Вязаные маски-балаклавы скрывают личность певца: это может быть кто угодно, считает Вэйл. И именно это позволяет привлечь в ряды Pussy Riot новых участниц: «Путин может посадить за решетку участниц группы, но как он может предотвратить то, что в это движение вольются новые члены? Как он помешает этому движению распространиться за пределы России?».
Акерман отмечает и то, что в юбилейном выпуске популярного панк-фэнзина Maximumrocknroll группе Pussy Riot была посвящена единственная статья о роли панк-рока в мире. Это говорит о признании группы, которая «не только опозорила Путина и указала на его бандитские методы, но и вернула надежды мировой протестной культуре», - заключает автор статьи в Foreign Policy.