По России прокатилась волна «антиправославия» под знаком Pussy Riot, пишет газета Rzeczpospolita. На Украине вспышку ненависти к РПЦ обеспечила группа Femen, срубив крест в Киеве, после чего то же повторили вандалы в нескольких российских городах. Издание задалось вопросом: они сами к этому пришли или их кто-то направляет?
Православные раскрывают «антикрестовый» заговор
Россия и Украина не один год переживают последствия советской «атеизации», отмечает газета. И хотя по-прежнему в стране много нерелигиозных людей, православие переживает возрождение: строятся церкви, стремительно растет количество их прихожан.
И в таких условиях выглядит неожиданным выступление панк-группы в главном храме России, раздевание активисток перед патриархом во время прилета в Киев и срезание крестов. Возможно, это говорит о появлении антихристианских движений в обеих странах, полагает Rzeczpospolita.
Православная Россия, позолоченная сотнями куполов отреставрированных церквей, была во всех смыслах потрясена акцией Pussy Riot. Особенно охотно участниц выступления в Храме Христа Спасителя защищали сторонники оппозиции. Простым россиянам, продолжает газета, непонятно, как можно заступаться за тех, кто вышел на алтарь и спел: «Богородица, Путина прогони».
Многие православные и представители российской власти уверены, что это результат деятельности не антихристианских сил, а реализация плана «цветной революции» в России. Об этой угрозе в России начали активно говорить во время предвыборной горячки сторонники Путина и «Единой России», напоминая об «оранжевой революции» на Украине и «революции роз» в Грузии, за которыми якобы стояли США.
По мнению приверженцев теории антироссийского заговора, некие враги хотят разрушить базовые институты российского государства. К ним причисляется и церковь. Выходит, что это не россияне вдруг ополчились на православие и РПЦ, а иностранные силы. В этом русле высказывается много православных деятелей и активистов, пишет газета.
Однако, замечает Rzeczpospolita, эксперты говорят совсем о другом. Галина Аккерман, доктор теософии в Сорбонне, уверена: «Pussy Riot показали, как близка Русская православная церковь и государство в России. Ведь патриарх лично призывал паству голосовать за Владимира Путина на президентских выборах. Поэтому выбор панк-группы был не случаен. Храм стал символом новой жизни верхушки РПЦ и российской власти. Там располагаются залы для банкетов, магазины и парковки. Подлинный верующий поставит под сомнение сакральность этого здания».
С другой стороны, пишет газета, Pussy Riot - это осколок скандальной группы «Война», которая устраивала ранее эпатажные акции. «Наследницы» могли делать ставку на эпатажность и в этом случае, рассчитывая на резонанс, они всего лишь пользовались моментом высокого накала политических страстей в стране.
Ведь до этого их акции активно обсуждала небольшая группа блогеров в интернете. Выступление в Храме Христа Спасителя тоже не стало сенсацией, пока не началось судебное преследование, отмечает Rzeczpospolita. Тогда-то слава и пришла.
Украинский аналог, Femen, не многим походит на российскую панк-группу. Но после недавних событий они оказались в одной идейной связке. Правда, срезание на Майдане креста жертвам преступлений НКВД было воспринято резко негативно и на Украине, и в России, и желающих оправдывать активисток почти не нашлось.
Rzeczpospolita напоминает, что Femen появились в 2008 году. Активистки выступали против самых разных явлений: проституции, ценузры в Интернете и даже закрытия Киевского зоопарка. Издание полагает, что за украинской группой, которой постоянно удается выходить сухой из воды, стоит секретарь Совета национальной безопасности Украины Нестор Шуфрич. Финансирует Femen якобы бизнесмен Вадим Рабинович.
Даже если, предполагает газета, за Pussy Riot так же стоят некие лица, финансовые группы или иные силы, которые целенаправленно ведут борьбу с церковью и православием, то был создан опасный прецедент. Последователи могут найтись среди людей, далеких от изначально задуманной «игры». Они будут вести собственную борьбу, но уже из чисто идеологических соображений, пишет Rzeczpospolita.