Владимир Путин предлагает строить обсуждение на саммите АТЭС во Владивостоке с учетом новых реалий: вступления России в ВТО, интеграции России, Белоруссии и Казахстана, а также новых глобальных вызовов. Такую позицию президент высказал в своей статье, размещенной в азиатском издании ведущей американской деловой газеты The Wall Street Journal.
Через два дня Россия впервые примет саммит АТЭС. На протяжении практически целой недели Владивосток будет эпицентром политической, деловой жизни Азиатско-Тихоокеанского региона, площадкой для диалога по насущным глобальным и региональным проблемам.
В преддверии форума считаю важным обозначить приоритеты повестки, которую мы предлагаем нашим партнерам. Тем более, что дискуссии в формате АТЭС традиционно носят открытый характер, дают импульс свежим идеям, а решения принимаются на основе консенсуса. Такая атмосфера доверия стала одной из визитных карточек интеграционных процессов в АТР и во многом определила сегодняшние успехи региона.
Опыт АТЭС служит хорошим примером того, как интеграция работает на экономическое развитие, подает позитивный сигнал бизнесу. Именно вокруг возможностей интеграционного сотрудничества как фактора экономического роста мы предлагаем построить разговор в рамках Владивостокского саммита.
Причем, с учетом такой новой реальности, как вступление России в ВТО. Это дает нам возможность для более полного участия в обсуждении правил мировой торговли – вопроса, который традиционно находится в сфере внимания АТЭС. Уверен, что свежий взгляд России на объективные сложности и внутренние противоречия, существующие в организации, будет востребован. Тем более сейчас, когда так трудно идет процесс поиска моделей глобального развития. Сам принцип свободы торговли переживает кризис – вместо снятия барьеров мы то и дело наблюдаем рецидивы протекционизма и завуалированных торговых войн.
Считаю, что в этих условиях необходима выработка общих подходов к расчистке накопленных дисбалансов. Прежде всего, импульс должен получить диалог в рамках сложившихся региональных интеграционных объединений, таких как АТЭС.
В этой связи отмечу то внимание, которое вызвало предложение России обсудить в рамках форума вопросы продовольственной безопасности. Нестабильность на глобальных рынках продовольствия несет за собой серьезные экономические и социальные риски. Мы вместе должны предложить ответы на этот вызов.
Особо подчеркну еще одно обстоятельство, которое задает принципиально новые переговорные возможности России в диалоге с партнерами по АТР. На форуме АТЭС мы будем продвигать общие позиции России, Белоруссии и Казахстана – участников интеграционной «тройки». Таможенный Союз, ЕЭП, а в перспективе и Евразийский экономический союз, на наш взгляд, призваны не только эффективно вписаться в глобальные экономические процессы, но и играть активную роль в формировании региональной и международной повестки дня. И Таможенный союз, и Единое экономическое пространство построены полностью на принципах ВТО. Это позволит нашим новым партнерам работать и с Белоруссией, и с Казахстаном на одних условиях.
Запуск работы Таможенного союза и ЕЭП уже привел к образованию на большом пространстве Евразии общего рынка. Мы считаем, что интеграционное объединение, которое создают Россия, Белоруссия и Казахстан, способно играть заметную роль в глобальном развитии и стать связующим звеном между Европейским союзом и АТР.
А в перспективе можно подумать о более тесной «стыковке» экономических режимов, правил технического регулирования, действующих в ЕС, в АТЭС и в рамках Евразийского экономического союза. Тем самым – предложить универсальные, понятные правила для работы бизнеса на впечатляющем по своим масштабам пространстве Евро-Атлантики, Евразии и АТР.
Да, возможно, это идея не сегодняшнего дня. Но уже сейчас мы предлагаем нашим партнерам предметно рассмотреть вопросы развития «транспортного контура» такого интеграционного проекта. Речь идет о создании эффективной системы управления логистическими рисками, о диверсификации торговых маршрутов. И здесь нам есть что предложить. Мы уже реализуем масштабные программы строительства современных портов на Дальнем Востоке, модернизации транспортной и грузовой инфраструктуры. Совершенствуем таможенные и административные процедуры.
По оценкам экспертов Делового Консультативного совета АТЭС, реализация этих проектов позволит уже к 2020 году увеличить объем транзита между Европой и АТР по российской территории не менее чем в 5 раз. Причем такие перевозки, будучи конкурентоспособными по цене с традиционными маршрутами через Малаккский пролив и Суэцкий канал, значительно выигрывают у них и по скорости, и по безопасности перемещения грузов.
Сегодня и для России, и для всех экономик АТЭС ключевой вызов – это поддержание устойчивых темпов роста. Именно качественного роста с акцентом на инновации и развитие человеческого потенциала. Считаю, что нам нужно использовать все преимущества партнерства в этих сферах. Снимать барьеры для движения идей, знаний и технологий, координировать научную политику и совместно формировать перспективные инновационные рынки. Конечно, особое внимание необходимо уделить образованию. Россия предлагает организовать сетевое взаимодействие университетов, создать условия для повышения академической мобильности, обмена преподавателями и студентами. Считаем, что уже сейчас необходимо прорабатывать идею формирования единого образовательного пространства в АТР.
В заключение хотел бы отметить следующее: наша страна исторически, географически – неотъемлемая часть АТР. Полноформатный выход на азиатско-тихоокеанское пространство мы рассматриваем как важнейший залог успешного будущего России, развития сибирских и дальневосточных регионов. И мы рассчитываем, что предстоящий саммит во Владивостоке еще раз продемонстрирует миру, что Россия – это страна широких возможностей. Готовы к совместной работе с соседями и партнерами во имя общих созидательных целей.