Если Россия будет сотрудничать с НАТО в выстраивании противоракетной обороны, она убедится, что система ПРО не направлена против нее. Об этом в интервью телеканалу Euronews заявил генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен.
Президент Путин допустил возможность компромисса по вопросу размещения ПРО в Европе в случае переизбрания Барака Обамы. В случае победы Ромни, считает он, проект будет направлен против России. Вы тоже связываете будущее программы с исходом выборов в США?
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН, генеральный секретарь НАТО: Нет. Мы разъяснили Москве, что план создания ПРО в Европе не ставит целью атаковать Россию или подорвать ее стратегические позиции.
Напомню, что Россия и НАТО в 1997-м году подписали документ, основополагающий акт о двусторонних отношениях. В нем ясно и четко говорится, что Россия и Североатлантический альянс не будут применять силу друг против друга. И я могу сказать, что мы верны своим обязательствам – и надеюсь и верю в то, что и Россия также.
Однако Россия ждет от вас более твердых, обязывающих НАТО гарантий. Почему вы их не даете?
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН: Наилучшей гарантией для России будет ее конструктивное сотрудничество в выстраивании противоракетной обороны. Мы предложили создать совместные центры, с тем чтобы Россия своими глазами увидела, что наша система не нацелена против нее.
Вы недавно призвали Россию к максимальной прозрачности в вопросе проведения военных учений, запланированных на сентябрь. Вы беспокоитесь о том, что учения пройдут вблизи грузинской территории и практически совпадут с тамошними выборами?
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН: Мы не против проведения учений. Но мы призываем к прозрачности, считая это основой взаимного доверия. Итак, какова цель учений? Где и как они будут проводиться?
Каких данных вам не хватает, в чем дефицит прозрачности?
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН: Мы не получили никакой официальной информации от России и очень сожалеем об этом.
В НАТО, судя по всему, очень заинтересованы в том, чтобы Грузия стала членом альянса. И это, безусловно, еще больше будет раздражать Россию. Насколько далеко альянс готов идти по дороге, которую Москва считает своей зоной интересов?
АНДЕРС ФОГ РАСМУССЕН: Мы придерживаемся основополагающего принципа, прописанного странами евроатлантического пространства в Хартии ОБСЕ в 1999-м году. Там четко определено право каждого государства самостоятельно решать вопрос о присоединении к альянсу.
Надеюсь, что Россия об этом помнит. Так что решение предстоит принимать Грузии. И эта страна уже подтвердила свой интерес. На саммите в Бухаресте в 2008-м году Североатлантический альянс принял решение, что Грузия будет в его рядах. Если, конечно, она выполнит необходимые условия.
Дата выхода в эфир 13 сентября 2012 года.