Введение в отношении какого-либо государства односторонних санкций в обход ООН ослабляет единство мирового сообщества и подрывает эффективность его усилий. Такое заявление сделал министр иностранных дел России Сергей Лавров на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Россия неизменно поддерживает народы в их стремлении самим определить свою судьбу, проложить путь к более эффективным моделям государственного управления. Считаем особенно важным, чтобы преобразования осуществлялись ненасильственным путем, без вмешательства извне.
Убеждены: все члены международного сообщества должны быть заинтересованы в том, чтобы регион Ближнего Востока и в Северной Африки был мирным, стабильным, демократическим, свободным как от внутренних, так и от межгосударственных конфликтов. Пока, однако, не удается добиться единства усилий внешних игроков по созданию условий для достижения этих целей.
Особую озабоченность вызывает углубление внутреннего конфликта в Сирии. Мы последовательно выступаем за то, чтобы консолидированными усилиями международного сообщества заставить правительство и его оппонентов немедленно прекратить насилие, сесть за стол переговоров и выработать компромисс о содержании и темпах реформ, который будет устраивать всех сирийцев и обеспечивать безопасность и права всех этнических и конфессиональных групп.
В этом – суть того консенсуса, который воплощен в Женевском коммюнике «Группы действий», согласованном в развитие плана Кофи Аннана.
Призываем всех участников «Группы действий» в полном объеме подтвердить обязательства, взятые всеми нами в Женеве. Это – кратчайший путь к тому, чтобы в Сирии перестали гибнуть люди.
Мы предложили принять в Совете Безопасности резолюцию, которая одобряла бы Женевское коммюнике в качестве основы для переговоров о начале переходного периода, но это предложение было заблокировано. Те, кто противодействуют выполнению Женевского коммюнике, берут на себя огромную ответственность. Настаивая на прекращении огня только правительством и поощряя оппозицию к наращиванию боевых действий, они, по сути толкают, Сирию еще глубже в пучину кровавой междоусобицы.
Продолжается милитаризация конфликта, звучат призывы к открытой интервенции. В Сирии активизировались экстремистские организации, включая «Аль-Каиду», которые осуществляют теракты против мирного населения и гражданской инфраструктуры. Растет число военных преступлений, которые совершаются и правительственными силами, и оппозицией, что зафиксировано в недавнем докладе комиссии Совета ООН по правам человека.
Решительно осуждая любое насилие, откуда бы оно ни исходило, Россия убеждена, что возможность для коллективных действий есть. Практические шаги к преодолению кризиса нужно начать с всеобщего прекращения огня, освобождения пленных и заложников, доставки дополнительной гуманитарной помощи.
Это создаст условия для налаживания межсирийского диалога. Рассчитываем, что опыт спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств Лагдара Брахими поможет согласовать такие договоренности при поддержке международного сообщества. Россия будет всячески способствовать успеху его миссии.
Трансформации в странах Ближнего Востока не должны уводить на задний план задачу решения палестинской проблемы. Достижение всеобъемлющего, справедливого и прочного арабо-израильского урегулирования, одним из результатов которого должно стать создание независимого, жизнеспособного и территориально непрерывного палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем, стало бы крупным вкладом в нормализацию общерегиональной обстановки.
В полной мере сохраняет свою актуальность Арабская мирная инициатива, и мы поддерживаем усилия Лиги арабских государств по её продвижению.
Хотел бы также подчеркнуть важность выполнения решения о созыве в 2012 году конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки.
Безусловно, необходимо обеспечить участие в конференции всех государств региона, которые должны сами согласовать между собой ключевые договоренности. И здесь тоже Лига арабских государств призвана сыграть важную роль.
В целом мы поддерживаем развитие более тесных связей ООН с региональными структурами. Говоря о нашей части мира, отмечу, что сегодня подписан меморандум о сотрудничестве между секретариатом Организации договора о коллективной безопасности и Департаментом операций по поддержанию мира ООН. Уверен, это будет способствовать эффективности общих усилий по обеспечению безопасности и стабильности.
Все наши действия должны опираться на прочную почву устава ООН, в котором нет ничего, что давало бы право заниматься сменой режимов. Недопустимо навязывать народам политическое устройство их стран. Об этом предельно четко говорил президент России Владимир Путин, выступая в Кремле 26 сентября.
Вся последовательность событий и в арабском мире, да и в других регионах говорит о бесперспективности подобной политики, которая способна привести к опасному накоплению межэтнических, межрелигиозных трений в международных отношениях.
Считаем обязанностью всех государств ограждать от провокаций и надругательств религиозные чувства людей любых конфессий. При этом, разумеется, не может быть оправдания террористическим атакам, независимо от того, где они совершаются – в Ливии, Сирии, Ираке, Йемене или где-либо еще. Абсолютно неприемлемы нападения на дипломатов и персонал ООН.
В целом мы убеждены в том, что сегодня, когда мир переживает переходный период, характеризующийся нестабильностью в сферах экономики, политики и межцивилизационных отношений, особое значение имеет способность государств-членов ООН опираться на согласованные нормы поведения, договариваться о совместном реагировании на угрозы глобальной стабильности.
Нельзя допустить, чтобы безответственные, продиктованные сиюминутными интересами действия привели к раскачиванию всей системы международного права. Опасность для миропорядка несет произвольное толкование таких важнейших принципов, как отказ от неприменения силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательство в их внутренние дела.
Это – ключевые принципы Устава ООН, который возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Продвигая реформу ООН, необходимо сохранить способность Совета Безопасности выполнять эти функции.
Их размывание лишило бы международное сообщество важнейшего механизма выработки совместных подходов к урегулированию кризисных ситуаций.
Уместно упомянуть и о принудительном инструментарии в распоряжении ООН. Введение санкций, согласно уставу, отнесено к исключительной компетенции Совета Безопасности.
Решения должны приниматься на коллегиальной основе при понимании, что санкции должны способствовать не изоляции того или иного государства, а побуждению его к диалогу с целью снятия появившихся у членов ООН вопросов.
Принципиальный момент: санкции должны быть выверенными и не приносить страдания населению. В свое время в Совете Безопасности обсуждался вопрос о гуманитарных пределах санкций, потом дискуссии как-то заглохли. Считаем важным их возобновить.
Назрел разговор в Совете Безопасности и о том, каковы последствия односторонних санкций, вводимых государством или группой государств в обход ООН для продвижения своих политических целей. У нас нет сомнений, что такие санкции, да еще и экстерриториального характера, ослабляют единство мирового сообщества, подрывают эффективность его усилий.
Иллюстрацией негативного воздействия односторонних санкций вот уже который год остаются торгово-экономические и финансовые ограничения, введенные Соединенными Штатами в отношении Кубы. Россия вместе с подавляющим большинством членов мирового сообщества выступает за скорейшую отмену этой блокады, являющейся реликтом времен «холодной войны».
Отдельного внимания требует вопрос о том, как обеспечить осуществление на практике решений Совета Безопасности о санкциях в отношении негосударственных игроков и незаконных трансграничных формирований.
В целом события последних лет убедительно показали, что односторонние действия в нарушение международного права, предпринимаемые в обход решений Совета Безопасности ООН или извращающие суть этих решений, ни к чему хорошему не ведут.
Безусловно, юридические нормы в международных делах будут и далее модернизироваться по мере необходимости. Но к преобразованиям следует подходить предельно ответственно, с полным осознанием связанных с этим серьезных рисков. Критерием здесь может быть только консенсус. Нельзя допустить, чтобы нарушения международного права выдавались за их «творческое развитие».
Все это относится и к дискуссиям вокруг концепции «ответственности по защите». Её дальнейшее обсуждение следует вести на основе тех подходов, которые были согласованы на саммите ООН в 2005 году и подтвердили необходимость соблюдения принципов устава в том, что касается реагирования на внутригосударственные конфликты.
Проблема защиты гражданского населения – слишком серьезный вопрос, чтобы использовать его для достижения политических целей. Пониманию неоднозначности концепции «ответственности по защите» способствуют инициативы, сформулированные Бразилией и рядом других государств, которые могут помочь продвижению к консенсусу.
Не будем забывать о том, что отцы-основатели ООН в своей мудрости согласовали и одобрили устав Организации, в котором заложены принципы регулирования многополярного мироустройства. Теперь, когда завершился аномальный биполярный период «холодной войны», когда для всех стало очевидным, что и для однополярности в современном мире не осталось места и что международная реальность может быть только полицентричной, появился уникальный шанс реализовать изначальный потенциал устава Организации в полной мере.
Сделать это непросто. Международные отношения испытывают явный дефицит доверия. В этом мы видим главную причину, препятствующую практическому продвижению к утверждению универсальных основ равной и неделимой безопасности – будь то на евроатлантическом пространстве, в Азиатско-Тихоокеанском регионе или в других частях мира.
Такое положение дел находится в явном противоречии как с заложенной в уставе ООН концепцией коллективной безопасности, так и с глубокой взаимозависимостью современного мира, в котором большинство вызовов и угроз являются общими для всех, носят трансграничный характер.
Укрепление доверия и коллективных начал в международной жизни с упором на переговорный поиск компромиссных развязок помогло бы существенно снизить уровень нестабильности, продвинуться вперед в урегулировании кризисных ситуаций не только на Ближнем Востоке, но также вокруг Ирана, Афганистана, на Корейском полуострове и повсюду в мире.
Конечной целью усилий по урегулированию конфликтов является обеспечение права на жизнь и других основополагающих прав человека: политических, экономических, социальных. События последних лет подтверждают, что без прочного мира и устойчивого развития соблюдение прав человека невозможно.
В свою очередь, забота о правах человека должна служить обеспечению безопасности и развития личности, а не быть предлогом для незаконного вмешательства во внутренние дела государств.
Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на такой международный порядок, при котором его права будут соблюдаться. Те, кто используют военную силу и санкции в обход устава ООН, занимается незаконными поставками оружия, выгораживает террористов, грубо нарушают это право, закрепленное в упомянутой Всеобщей Декларации.
Россия выступает за выполнение этого документа и уважение традиционных ценностей, на которых основана человеческая цивилизация и которые едины для всех мировых религий. Это – нравственная основа жизни современного общества, тот «цемент», который скрепляет нации и народы.
В последние годы эти ценности подвергаются испытаниям, связанным с проявлениями безнравственности, экстремизма, расовой нетерпимости. Не могут не тревожить все более настырные действия тех, кто, ссылаясь на свободу слова, потакает героизации нацистов и их пособников, оскверняет память жертв Второй мировой войны и победителей фашизма. Подобные действия несовместимы с обязательствами по уставу Организации объединенных наций.
Напомню, что Международный пакт о гражданских и политических правах напрямую запрещает пропаганду войны и разжигание национальной и религиозной розни. Это означает, что свобода слова и собрания не может использоваться в качестве оправдания для пропаганды нацистских и других радикальных и экстремистских взглядов, для нападок на тут или иную религию в нарушение базовых принципов и норм международного права.
Вчера совет по правам человека по предложению России одобрил резолюцию о взаимосвязи прав человека и традиционных ценностей. Прискорбно, что ряд западных государств проголосовали против этого столь актуального сегодня документа.
Уважаемый господин Председатель, уважаемые дамы и господа, продвижение к подлинному партнерству в международных отношениях возможно лишь на равноправной, взаимоуважительной основе. Весь ход событий в мире не оставляет всем нам никакой альтернативы объединению усилий для построения устойчивой, справедливой и демократической международной системы.
Сопротивляться этой объективной тенденции, пытаться сохранить старые порядки, наверное, какое-то время можно. Но ценой сопротивления будут лишь все новые жертвы, страдания и разрушения. Давайте постараемся проявить прозорливость и встать на сторону не истории прошлых веков, а той истории, которая разворачивается сейчас на наших глазах и так нуждается в коллективной государственной мудрости.
Благодарю за внимание.
Дата выхода в эфир 29 сентября 2012 года.