Участницы «панк-молебна» в Храме Христа Спасителя наказаны, прежде всего, за свое дерзкое поведение на суде, считает Эдуард Лимонов. В своем интервью французскому изданию L’Express бывший панк, а ныне видный деятель оппозиции, объяснил «психологию российского правосудия».
Лимонов: Pussy Riot не учли психологию российского суда
По словам оппозиционера, от девушек не требовалось «самокритики в духе сталинских процессов», но даже простая сдержанность в речах могла бы облегчить их наказание.
Так же будет и в колонии, отмечает Лимонов. Если Надежда Толоконникова и Мария Алехина займут правильную позицию, они могут надеяться на досрочное освобождение. Если же они будут вести себя вызывающе, им придется отбыть свои два года от звонка до звонка.
Что же касается третьей участницы Pussy Riot – Екатерины Самуцевич, вышедшей на свободу после рассмотрения апелляции, - Лимонов уверен, что она правильно поступила, сменив адвоката: «Ее предыдущий адвокат, очень непрофессиональный, ее не защищала. Она тоже использовала суд как революционную трибуну. Это не то, что должен делать адвокат».
На вопрос журналиста о том, считает ли он «суровый приговор безобидным Pussy Riot» признаком слабости путинской системы, оппозиционер ответил отрицательно. «Дело Pussy Riot – это, скорее, победа Путина… Больше всех в этом деле проиграла интеллигенция. Интеллектуалы и буржуазия больших городов на самом деле отдалились от широких слоев населения, особенно в провинции. Последние не одобряют поступок Pussy Riot. Большая часть россиян ассоциирует себя с православием, как с одной из немногих традиций, связывающих их с прошлым». Однако, считает Лимонов, россияне лишь ненадолго сплотились вокруг президента: последние пару лет наблюдалась обратная тенденция.
В то же время РПЦ, по словам оппозиционера, ничего не выиграла от осуждения Pussy Riot. «Влияние православной церкви на общество - нулевое, - заявляет Лимонов. - В эти дни в Москве полиция насчитала 250 тысяч верующих. Для 15-миллионного города это ничто».
Как бывший панк Лимонов дал свою оценку выступлению Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. «Оно передает энергию молодости и желание заявить о себе. Но с художественной и культурной точки зрения оно ни о чем». Оппозиционер также отметил, что большую роль в этом деле сыграл выбор времени поведения акции. После трех месяцев небывалых протестов «панк-молебен» стал каплей, переполнившей чашу терпения российского лидера. А крайняя политизированность процесса и вызванный им международный резонанс лишь подлили масла в огонь. «Путин хотел их наказать, и он это сделал», - отмечает Лимонов.
Фото: AFP Photo / Alexey Sazonov