Россия, пользуясь кризисом в еврозоне, добивается большего влияния на Европейский Союз и соседние страны, приводит газета Rzeczpospolita заключение эксперта из авторитетного исследовательского центра Chatham House.
Россия стремится «оседлать» ослабший Евросоюз
Джеймс Шерр уверен: пока подмять под себя европейцев Кремлю не очень удается, но главным орудием остается противодействие и давление, а при сохранении власти у Владимира Путина Москва для Запада останется очень трудным партнером.
Британский аналитик в новой статье, посвященной текущей ситуации в мировой политики пишет: «Путин не смог воскресить тоталитаризм, но сохраняет свое доминирующее положение в государстве, где трудно отделить политические интересы от экономических, где разведслужбы стоят на страже коммерческих интересов, а бизнес осваивает разведтехнологии».
По мнению Шерра, запущенный не так давно газопровод «Северный поток» и проектируемый «Южный поток» - это примеры того, как далеко готова зайти Россия, чтобы получить геоэкономические выгоды из своих возможностей. Обе трубы, считает эксперт, могут привести к ослаблению Украины и других так называемых транзитных стран, через которые транспортируется российский газ в страны Европы.
Кроме того, эти стратегические газопроводы необходимы для подчинения Москве европейского рынка «голубого топлива». Он становится крайне зависимым от поставок из России.
«Проект «Южный поток» положил начало игре, цель которой обеспечить стратегическое участие России в компаниях и предприятиях, способных оказать поддержку таким конкурентным проектам на пространстве ЕС, как Nabucco», - поясняет Шерр.
В качестве примера аналитик приводит участие «Газпрома» в приватизации энергетического сектора Греции, давление, оказываемое на Хорватию, чтобы она присоединилась к строительству «Южного потока» до того, как страна вступит в Евросоюз, почти шантаж Болгарии, которая, как требует российская компания, должна официально присоединиться к проекту «Южный поток», иначе цены на российский газ для этой страны будут самыми высокими в Европе.
Политику «покорения» Европы эксперт видит в поддержке Россией Кипра. На этот небольшой остров приходится 20% всех российских инвестиций за рубежом, а, по официальным данным, 40% кипрской недвижимости уже в руках россиян, пишет Rzeczpospolita. «Газпром» же намерен получить доступ к залежам природного газа у берегов Кипра.
Джеймс Шерр так представляет главную проблему в отношениях России с Западом: «Европейский Союз и Международный валютный фонд перестали быть достаточным противовесом Москве на постсоветском пространстве. Евразийский Таможенный союз - это первое торговое объединение на просторах бывшего Советского Союза, созданное с нуля. Однако в отличие от ЕС там от участников не требуется соблюдение демократических принципов во внутренней политике».
Как пишет аналитик, Москва пользуется тем, что Европейский Союз ослаб за время экономического кризиса, и не столько притягивает, сколько скупает и блокирует в своих попытках взять верх на европейской геополитической карте. Шерр счает это вредным и опасным как для Евросоюза, так и для самой России. Так не закладываются основы для подлинного сотрудничества, и это ведет к появлению новых конфликтов, заключает политолог.