События на Нью-Йоркской бирже ощущаются и в Москве, поэтому Россия заинтересована в том, чтобы США избежали новых финансовых потрясений, заявил глава ВТБ Андрей Костин. При этом он отметил, что российская экономика сейчас не испытывает тех трудностей, с которыми сталкивается Запад.
Андрей, мне приятно отметить, что не только мы столкнулись с такими проблемами. Всё же прирост нашего ВВП составляет 2,7%. Учитывая те трудности, с которыми сталкиваются американские банки, когда идут на риск и зарабатывают деньги (потому что, как мы знаем, риск хорошо вознаграждается), мне интересно, насколько эта проблема актуальна для России и российских банков.
АНДРЕЙ КОСТИН, президент – председатель правления ВТБ: Не слишком. Несмотря на замедление роста экономики, думаю, российский банковский сектор показывает себя очень хорошо. Кажется, прирост корпоративных кредитов в этом году в России ожидается где-то на 15%, а кредиты физическим лицам, возможно, увеличатся на 40%.
Неужели?
АНДРЕЙ КОСТИН: Нет, это вполне здравый прогноз. В России хорошо развивается сектор кредитов физлицам.
Когда вы говорите о таких кредитах, вы имеете в виду жилищные кредиты? Что в России включают в себя кредиты физическим лицам?
АНДРЕЙ КОСТИН: Это потребительские кредиты, скажем, на покупку телевизора, ипотека или другие займы для любых целей.
И что, граждане отдают эти кредиты?
АНДРЕЙ КОСТИН: Да. Это краткосрочные кредиты, обычно их выдают на срок от двух месяцев. Ипотека, конечно же, на более длительный срок. Но граждане платят исправно.
Что ж, тогда почему ваша прибыль за второй квартал упала на 63%, в чем здесь проблема?
АНДРЕЙ КОСТИН: Я не сказал бы, что у российской экономики такие уж проблемы. Возможно, ей не хватает динамики. Но нет фискального обрыва, нет дефолта по государственным долгам. Однако я считаю, что российской экономике нужны новые движущие силы. Как вы знаете, он еще не сбалансирована должным образом и в основном держится на нефтегазовой промышленности. И я считаю, чтобы обеспечить более сильный рост, нам нужно просто развивать новые сферы промышленности. В частности, Россия вступила в ВТО, так что нам нужно сконцентрировать внимание на реструктуризации экономики. И, наверно, именно здесь сделано пока еще не много.
Присоединение России к ВТО, как ожидается, увеличит ее ВВП на 11%. Хотелось бы узнать, каковы новые возможности, новые сферы промышленности Россия могла бы предложить помимо добычи минерального сырья и энергетики, которые сейчас контролируют олигархи. Вы, кстати, не считаетесь олигархом? Нет.
АНДРЕЙ КОСТИН: Конечно, в России традиционно высокий уровень образования, высокий уровень развития наукоемких сфер – посмотреть хотя бы на военную или космическую сферу. В этих областях Россия, безусловно, может предложить больше мировой экономике, мировым рынкам. Так что особое внимание приковано сейчас как раз к этим отраслям промышленности, сюда вкладывают деньги и государство, и частные инвесторы. Так что, будем надеяться, конечно, что ситуация изменится.
Я хорошо знакома с космической компанией «Космотрас». Теперь о нашем фискальном обрыве. Конечно, половина дохода России приходится на то, что происходит в еврозоне, которая уже слаба, но сейчас мы видим перед собой этот фискальный обрыв. Вообще, для фискального обрыва есть обозначение в русском языке?
АНДРЕЙ КОСТИН: Разумеется, но не знаю, насколько точно оно передает эту коннотацию.
И как будет «фискальный обрыв» по-русски?
АНДРЕЙ КОСТИН: «Фискальный обрыв».
«Фискальный обрыв». О! Для вас это у нас даже напечатали кириллицей! Смотрите-ка, США падают с обрыва. Ха-ха! Не хотела смеяться, потому что не верю, что такое произойдет. Но повлияет ли нестабильность в Америке на бизнес ВТБ? Ведь у вас теперь есть офис в Нью-Йорке, вы пытаетесь расшириться в США.
АНДРЕЙ КОСТИН: Это определенно скажется на цене наших акций. Потому что ценовая тенденция наших акций во многом совпадает с общемировой. А учитывая то, что активность американского фондового рынка сейчас слабая – сейчас самые низкие показатели с июля, – это, конечно же, сказалось на российском фондовом рынке, в том числе и на наших акциях. Это один момент.
Другой момент в глобальной нестабильности в целом. Разумеется, она сказывается на России и, возможно, перспективах будущего развития наших компаний. Так что да, мы часть мировой экономики: то, что происходит в Нью-Йорке, влияет на ситуацию в Москве.
И это еще одна причина, по которой Россия, уверена, просит: «Пожалуйста, решите проблему с фискальным обрывом!»
АНДРЕЙ КОСТИН: Совершенно верно.
Вы не одиноки, все просят. Очень приятно было вас видеть, Андрей.
АНДРЕЙ КОСТИН: Большое спасибо.
Андрей Костин – президент и председатель правления банка ВТБ, 85 процентов которого принадлежит российскому государству. Возможно, в будущем больше акций банка перейдет частным вкладчикам.
АНДРЕЙ КОСТИН: Вы правы.
Это мы, надеюсь, еще увидим в Давосе.
АНДРЕЙ КОСТИН: Спасибо.
Спасибо вам большое.
Дата выхода в эфир 14 ноября 2012 года.