Образ США как врага необходим Кремлю, чтобы отвлечь россиян от проблем внутри страны - таких как спад в экономике или отток капитала, пишет The Economist. Москва больше не стремится равняться на Запад. Однако антиамериканская политика ведет к изоляции страны в мировом сообществе.
Если бы Америки не существовало, России пришлось бы ее выдумать, пишет The Economist. Благодаря идеологам из Кремля, само понятие независимости в России связано с тем, насколько страна свободна от влияния США.
Прошли те времена, когда Россия стремилась к тому, чтобы Запад воспринимал ее как «свою». Теперь Россия не претворяется европейской страной и не стремится влиться в западную культуру. Напротив, она всячески пытается избежать воздействия со стороны Америки.
По прошествии четырех лет с начала «перезагрузки» Москва прекратила всяческую совместную деятельность с США, которая включала бы в себя финансирование со стороны Америки, будь то медобеспечение, борьба с наркотрафиком или хранение особых видов оружия.
По словам Алексея Пушкова, председателя Комитета Госдумы по международным делам, эра, когда Россия воспринимала Запад как образец для себя, подходит к концу. Некоторые депутаты предлагают даже установить штрафы за показ слишком большого количества иностранных фильмов или ввести запрет на заимствованные слова. Один западный дипломат отметил, что политика российского правительства ведет к изоляции России.
Однако все эти действия - не столько ответ России на действия США, сколько реакция на внутреннюю ситуацию в стране, считает автор статьи. Потеря доверия к властям, отток капитала из страны и спад в экономике, рост протестов в средних слоях общества – все это побуждает Путина взывать к национальному самосознанию и традиционным ценностям. И поскольку разжигание национальной вражды может привести к новой вспышке конфликта в Кавказском регионе, президент предпочел пойти войной на Запад и его ценности, пишет издание.
Риторика традиционализма удобно избавляет от необходимости создания новых идей или следования курсом модернизации. Кстати, это слово исчезло из официального словаря вместе с уходом с президентской должности Дмитрия Медведева, напоминает издание.
Однако антиамериканская политика Путина не прибавила ему популярности и не помогла восстановить утерянное доверие, считает The Economist. Согласно опросам, за прошедший год выросло число россиян, которые считают США другом, а не врагом. Кроме того, российское общество, похоже, не испытывает энтузиазма от все более возрастающей роли церкви в политике.
Ирония ситуации в том, что антиамериканская политика Кремля не делает Россию свободной от влияния США. Напротив, этот образ внешнего врага необходим Москве для того, чтобы сохранить довольно хрупкую стабильность внутри страны, делает вывод издание.