Прокуратура Швейцарии не стала отказывать Москве в передаче данных, запрошенных по делу Магнитского. Однако, сообщает SRF, эту информацию нельзя использовать в суде против умершего адвоката. В то же время прокуратура решила более внимательно присмотреться к швейцарским банкам, которые могли быть замешаны в отмывании преступных денег из России.
Один из районных судов Москвы. В прошлый понедельник здесь состоялось слушание по делу против уже умершего. Новая глава гротескного процесса. Представительница суда заявляет: «Никаких комментариев». Но многие вопросы остаются открытыми. Умерший, против которого ведется разбирательство, - Сергей Магнитский. Для многих он герой с трагичной судьбой. За свою борьбу с коррупцией в России он поплатился жизнью.
В здании суда. Судиться с мертвым недопустимо вообще-то и в России. Поэтому адвокат семьи Магнитских остается на улице и не участвует в процессе.
НИКОЛАЙ ГОРОХОВ, адвокат семьи Магнитских: Власть имущие хотят отомстить Магнитскому и его окружению за то, что тот раскрыл кражи коррумпированных налоговых служащих и полицейских.
В 2008 году Магнитский вышел на след группы коррумпированных банков, которые при помощи серых схем помогали проводить махинации с налоговыми декларациями на сотни миллионов долларов. Магнитский подал в суд, однако арестовали в итоге его.
В тюрьме его пытали. В 2009 году он умер, находясь в заключении. Однако ни обстоятельства его смерти, ни те преступления, из-за которых он сам обратился в суд, так и не были расследованы.
В деле Магнитского важную роль играет Швейцария. Существуют подозрения, что российские мошенники отмывали свои деньги в нескольких швейцарских банках. Речь идет о десятках миллионов.
Федеральный прокурор Михаэль Лаубер в сопровождении своего специалиста по связям с прессой. На протяжении уже двух лет прокуратура Швейцарии расследует это дело.
МИХАЭЛЬ ЛАУБЕР, федеральный прокурор Швейцарии: В рамках расследования мы обращались в различные финансовые учреждения, замораживали банковские счета, запрашивали у банков разные документы.
Лондон. Элитный дом в Saint George's Hill находится под строгим наблюдением. Здесь недавно жил человек, который раньше якобы работал банкиром на русскую мафию, но потом ушел и стал информантом для швейцарской прокуратуры. Речь идет об Александре Перепеличном, 44 года. В ноябре он погиб неподалеку от этого дома по неизвестным причинам. До сих пор не понятно, почему он умер. Труп в данный момент исследуют в одной британской химической лаборатории. В программе Rundschau прокурор первым делом комментирует смертельный случай.
МИХАЭЛЬ ЛАУБЕР, федеральный прокурор Швейцарии: Это господин Перепеличный. У нас не было сведений о том, что ему угрожала опасность. Мы допросили Перепеличного в рамках расследования в Швейцарии и использовали его для слушания.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Насколько важны эти данные?
МИХАЭЛЬ ЛАУБЕР, федеральный прокурор Швейцарии: Эти данные точно важны. Но мы опрашивали и других людей, вели разные процессы, так что, в конце концов, должна проясниться полная картина.
Лондон. Здесь находятся офисы человека, который был последним заказчиком Магнитского в Москве. Богатый инвестиционный банкир Билл Браудер. Именно он подал иск в Швейцарии в отношении отмывания денег. Браудер поставил себе лично цель - добиться справедливости в случае с Магнитским. Браудер передал Швейцарии контактные данные информатора Перепеличного.
БИЛЛ БРАУДЕР, владелец компании Hermitage Capital: Он предоставил нам банковские сведения. Он знал, где расположены новые объекты недвижимости тех людей, которые украли 230 миллионов долларов. Такая информация была на тот момент неизвестна.
Перепеличный передал подробные сведения о Владлене Степанове и российской налоговой служащей Ольге Степановой. Эта пара подозревается в деле об уклонении от уплаты налогов, которое раскрыл Магнитский. Они приобретали недвижимость класса люкс и совершали вип-поездки в Дубай. Там пара приобрела на острове Пальм виллу Ф48. Рядом в отеле Кемпински они купили себе апартаменты.
Для этих сделок Степановы использовали счет в банке Credit Suisse. Взносами в размере нескольких сотен тысяч долларов они оплачивали объекты стоимостью в миллионы. Владлен Степанов утверждает, что он приобрел недвижимость легально с доходов строительной компании. Адвокат Ольги Степановой не мог дать показания. Однако официальные налоговые сведения Степановых свидетельствуют всего лишь о реальных доходах в 40 000 долларов.
Цюрих. Замешан ли банк Credit Suisse в отмывании денег? Банк отрицает: «Банк Credit Suisse несколько раз внимательно проверил в последние несколько лет упомянутое положение дел. При этом банк CS не обнаружил никаких сигналов о том, что активы по подозреваемому мошенничеству против российского государства были переведены на счета Credit Suisse».
Вопрос о том, тщательно ли выполнил банк CS свой долг, на данный момент расследуется, сообщила программе Rundschau Федеральная администрация по контролю за финансовыми рынками (Finma).
Второй по величине банк Швейцарии UBS также фигурирует в прессе в связи с отмыванием денег. UBS отказывается от комментария и ссылается на актуальный судебный процесс. Расследования в Швейцарии интересуют и российские ведомства. В 2011 году они в связи с процессом против умершего Магнитского запросили помощь у Швейцарии.
БИЛЛ БРАУДЕР, владелец компании Hermitage Capital: Российское правительство пытается отчаянно выяснить, что известно швейцарской полиции об отмытых деньгах. Не потому, что они хотят расследовать дело, а потому, что хотят узнать, есть ли у них проблемы и как им скрыть свои преступления.
Билла Браудера также злит, что русские хотят заполучить от швейцарских ведомств информацию и о нем.
КОРРЕСПОНДЕНТ: Как вы отреагировали на запрос русских в связи с расследованием?
МИХАЭЛЬ ЛАУБЕР, федеральный прокурор Швейцарии: Если поступает запрос о правовой помощи, мы не имеем права проверять его содержание, а следуем формальным предпосылкам. Так мы и действовали. Если у русских есть своя версия, отличная от версии Браудера, то доказать ее в рамках процесса - это их дело, а не наше.
Процедуры юридической помощи для России закончились. Но пока Берн не выдал России никаких данных, которые можно было бы использовать в судебном процессе против умершего адвоката Сергея Магнитского, последняя глава этого дела еще далеко не завершена.
Дата выхода в эфир 21 февраля 2013 года.