Страны Евросоюза практически закрыли свои границы для активистов-правозащитников и в то же время готовы упростить въезд для 20 тысяч российских чиновников. Как отмечает Die Zeit, в итоге нуждающиеся в помощи не получат защиты, а «состоятельные и даже коррумпированные чиновники смогут без всяких проблем приезжать в Европу».
Бежавший из России Долматов вовсе не был опасным зачинщиком массовых беспорядков - в чем, как он боялся, его обвинят на родине, пишет Die Zeit. Оппозиционер из партии «Другая Россия» принадлежал к растущей группе активных граждан и участвовал во многих протестных акциях, в том числе на Болотной площади. Опасаясь преследований, Долматов искал политического убежища в Нидерландах, а получив отказ, покончил с собой.
Его смерть в нидерландской депортационной тюрьме можно было бы предотвратить, предполагает автор материала, если бы власти Нидерландов были осведомлены о массовых гонениях на оппозиционеров в России и пристально рассматривали бы этот конкретный случай.
Министерство внутренних дел Нидерландов уже провело тщательное расследование дела Долматова, а королева Беатрикс выразила свое сожаление. Но доколе будут происходить подобные «недоразумения», пока «власти наконец не увидят реальную ситуацию в России?» - задается вопросом газета.
Известный журналист и блогер Олег Кашин в газете The New York Times резко раскритиковал позицию Евросоюза, закрывающего глаза на российскую ситуацию, чтобы не навредить экономическим отношениям с Россией. Два года назад, напоминает Die Zeit, Кашин сам стал жертвой нападения из-за своей критической статьи.
Возможно, Олег Кашин перегибает палку, признает издание. На Западе хватает критики в адрес России – правда, все ограничивается только словами. Западные власти, в том числе немецкое министерство внутренних дел, притворяются слепыми и глухими, когда речь идет о предоставлении убежища гражданам из бывших советских республик – потому что эти страны вроде бы являются членами Совета Европы и обязаны чтить те же права и ценности, что и европейские государства.
Журналист Die Zeit отмечает, что с момента переизбрания Владимира Путина политический климат в стране значительно ухудшился. В статье перечислены новые меры, призванные «сдерживать критику и протестные настроения» в России: закон о собраниях и митингах, усиление контроля над Интернетом, закон об экстремизме. Неправительственные организации не могут получать финансовую поддержку из-за рубежа, поскольку могут попасть под подозрение как «иностранные агенты». Законы о государственной измене и клевете позволяют «уголовно преследовать контакты с Западом и открытую критику в адрес политиков».
Страны Евросоюза к тому же чуть ли не закрывают свои границы для активистов, нуждающихся в помощи. Вероятно, объясняет журналист, министр внутренних дел Германии полагает, что ситуация с правами человека в Чечне, управляемой «жестоким деспотом» Рамзаном Кадыровым, настолько безоблачна, что нет никаких оснований для предоставления убежища беженцам из Чечни. В то же время, пишет газета, правозащитные организации сообщают о похищениях, пытках и расстрелах «на всем Северном Кавказе», в том числе со стороны государственных органов. А Европейский суд по правам человека регулярно выносит российской стороне обвинительные приговоры.
Автор статьи возмущен и визовой политикой. С одной стороны, Германия, Австрия и Нидерланды не торопятся упразднить визовый режим с Россией, поскольку это открыло бы двери не только политическим беженцам, но и всему российскому населению. С другой стороны, пишет Вернер Шульц, немецкое правительство собирается упростить правила въезда для 20 тысяч российских чиновников. В итоге, пока простые россияне вынуждены стоять в очередях в консульстве, «состоятельные и даже коррумпированные чиновники смогут без всяких проблем приезжать в Европу, чтобы навестить детей, которые учатся в Лондоне, или всей семьей отправиться за покупками в Мюнхен».
Но как будто и этого недостаточно, продолжает Die Zeit. Германия еще и блокировала ратификацию «закона Магнитского» в Совете Европы, принятия которого требуют многие европейские парламенты и Европарламент. Вместо того чтобы принимать диссидентов и отказывать преступникам, Германия только обостряет ситуацию.
По мнению автора, МВД и МИД Германии должны действовать согласованно и объективно оценивать ситуацию в той или иной стране, когда речь идет о предоставлении политического убежища. Активистов необходимо защитить от преследований и тюрьмы. А приняв «закон Магнитского», Германия могла бы подать пример борьбы с коррупцией и произволом - россияне сказали бы спасибо, уверен журналист.