Под видом ремонта недобросовестные московские строители активно сносят памятники архитектуры. Защитники исторической застройки считают, что строителям потакают продажные столичные чиновники. Они выдают необходимые разрешения на снос уникальных особняков.
Москва после нескольких лет кризиса вновь переживает строительный бум. Новость позитивная, однако защитники исторических памятников опасаются, что в жертву новым амбициозным коммерческим проектам будет принесена значительная часть исторической застройки города.
Так выглядит типичная сохранившаяся московская застройка конца девятнадцатого века. Рядом небольшой дом той же эпохи, которому повезло гораздо меньше. Возможно, через пару лет тут возникнет новый бизнес-центр. Главное – огородить и затянуть пленкой ветхое здание, от которого в итоге не останется даже исторического фасада.
По словам активистов-градозащитников, только с начала этого года похожим образом с карты города исчезли как минимум пять памятников архитектуры.
АНТОН АЛЕКСЕЕВ, корреспондент: Когда-то Булат Окуджава, отвечая на вопрос о том, почему он не живет на своем любимом Арбате, сказал: «Я не могу жить в декорациях». И действительно, даже здесь, на главной пешеходной туристической улице Москвы, активно сносится историческая застройка.
Вот здесь, например, вместо старого здания будет новый многофункциональный бизнес-центр. Что уж там говорить обо всяких маленьких переулках!
Защитники исторической застройки утверждают, что заложить в смету будущего строительства неофициальные платежи чиновникам легче, чем добиваться законных согласований проекта.
ВАЛЕРИЙ РАШКИН, депутат Госдумы от КПРФ: Это обыкновенное варварство, на котором отдельные городские чиновники делают колоссальные деньги, колоссальные деньги! В городском масштабе процветает «экономика РОЗ», называю РОЗ - расшифровать «распил, откат и занос» - на снесенных домах.
Зачастую, как в случае с этой старинной больницей, прохожие и не подозревают о том, что возникнет на месте «ремонтируемого» памятника.
РУСТАМ РАХМАТУЛЛИН, координатор общественного движения «Архнадзор»: А дальше мы просто обнаруживаем физический снос задних стен - в выходные и праздничные дни, в том числе ночью, из чего следует, что бумажки-то они собирают, а опасаются все-таки общественного мнения и мнения средств массовой информации.
Инвесторы, в свою очередь, утверждают, что проект прошел все согласования. Чиновники говорят, что город должен развиваться, но при этом присутствовавшие на круглом столе представители городских властей от комментариев отказались.
АНТОН АЛЕКСЕЕВ: Сносится не только то, что не вписывается в бизнес-планы и перспективную застройку. Лес рубят, щепки летят. Вот этот пень рядом с Новым Арбатом - все, что осталось от, возможно, старейшего в Москве дерева. Этот вяз пережил Наполеона, но стал жертвой простого постановления мэрии Москвы.
ОЛЬГА АНДРЕЕВНА, защитница дерева: Местную власть, опять же, не уведомили - хотя должны были это сделать, и это уже, так сказать, нарушение. Я живу здесь, вот в этом доме наверху. Поэтому когда утром стали пилить, то я выскочила, но уже было, что называется, поздно.
Жители предлагали законсервировать стоявшее без листвы дерево, однако власти к ним не прислушались. Так с карты Москвы исчез еще один исторический объект.
Дата выхода в эфир 18 марта 2013 года.