Почему начинающийся в России процесс по делу оппозиционера Навального связывают с политикой, в интервью DW объяснил Йенс Зигерт, глава представительства Фонда имени Белля в России.
В Кирове в среду, 17 апреля, начинается суд над одним из лидеров оппозиционного движения в России Алексеем Навальным. Йенс Зигерт, глава российского представительства Фонда имени Генриха Белля, близкого к немецкой партии «Союз-90»/«Зеленые», рассказал DW, почему он считает процесс политическим и как это событие повлияет на протестное движение в России.
Насколько политическим будет процесс по делу Навального?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Я считаю, что это сугубо политический процесс. Это подтвердил и руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Он сказал, что Навальный сможет в тюрьме продолжить свою политическую деятельность.
Как вы относитесь к выдвинутым против Навального обвинениям?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Обвинения я не могу оценивать. Как и во многих похожих процессах, речь идет об экономических аспектах. Я не специалист в этих вопросах.
И все-таки вы считаете, что процесс политический. Почему?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Против Навального заведено сразу несколько дел, суд начинается по одному из них. «Дело Кировлеса» уже расследовали и закрыли. Затем его открыли снова в 2012 году, когда Навальный стал «звездой» оппозиционного движения. Мне кажется, это убедительные показатели.
Недавно Навальный заявил, что собирается выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах. Связано ли это заявление с началом процесса?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Конечно. Одно дело - вынести приговор претенденту на пост президента, а другое - обычному оппозиционеру. Я думаю, Навальный сделал это, чтобы привлечь больше внимания и лучше защитить себя. Реально это заявление ничего не значит, поскольку следующие выборы пройдут в 2018 году.
Насколько Навальный опасен для президента Владимира Путина?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Я думаю, что самый опасный соперник Путина - он сам. Я имею в виду те ошибки, которые в последнее время совершает российское руководство. Среди всех представителей внепарламентской оппозиции, Навальный - один из самых талантливых и самых известных.
Каковы его шансы на президентских выборах?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Это сейчас трудно оценить. Общественное мнение в России подвергается сильным манипуляциям, оно очень зависит от того, что говорят по телевидению, которое контролируется государством. Если принять это во внимание, то у Навального довольно большая известность - чуть больше 30 процентов. Около 19 процентов опрошенных готовы за него голосовать. Это - намного больше, чем за политиков из лагеря Путина, в том числе за Медведева.
Не кажется ли вам, что процесс по делу Навального может только усилить популярность блогера и оппозиционера?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Конечно. В России есть давняя традиция, согласно которой, если кто-то из оппозиционеров попадает в тюрьму, это своего рода посвящение в рыцари. Так было и с Ходорковским, хотя и не сразу. Если Навальный сядет в тюрьму, он станет узником номер один.
И все-таки для чего нужен этот процесс именно сейчас? Популярность Навального сначала росла, затем начала снижаться.
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Этот вопрос - не по адресу. Я бы на их месте так не поступил. Очевидно, Кремль считает себя вынужденным преследовать оппозиционеров. Похожая ситуация происходит с фигурантами так называемого «Болотного дела», по которому проходит около 20 участников демонстрации против Путина в мае 2012 года. Мне непонятно, чего Кремль пытается добиться этими процессами, кроме запугивания. Запугать хотят всех, кто становится слишком заметным. А антикоррупционные кампании Навального явно мешают. Именно из-за него несколько депутатов российского парламента были вынуждены уйти в отставку.
Навальный - член Координационного совета оппозиции (КСО). Как суд над ним и его возможное заключение повлияют на работу этой структуры? Ослабит ли процесс по делу Навального КСО?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Скорее, усилит. Все, кто таким образом попадет в поле зрения государства, скорее, завоюют больший моральный авторитет.
Тем не менее Навальный был одним из немногих, кто мог мобилизовать массы на оппозиционные демонстрации…
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Это он сможет делать и в дальнейшем. Ходорковский регулярно пишет из тюрьмы, это сможет делать и Навальный. Если этот процесс связывают с представлением о том, что человек за решеткой меньше заметен общественности, думаю, это ошибочный расчет.
Вы встречались с Навальным лично. Какое впечатление он на вас произвел?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: У меня сложилось впечатление, что он очень талантливый политик, хорошо умеет настраиваться на собеседника, а это одно из качеств хорошего политика. С другой стороны, я знаю его недостаточно хорошо, чтобы сказать: Навальный - хороший или плохой человек. Но общее впечатление, скорее, положительное.
Навальный ранее участвовал в «Русских маршах» российских националистов. Эта часть его политической деятельности вызывает критику. А как вы относитесь к этому факту из его биографии?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Я разделяю критику. Думаю, Навальный заблуждается. Он говорит, что с этой средой (националистами. - ред.) нужно работать, если хочешь обрести политическую власть в России. Он также говорит, что это движение не отображает его взгляды. Мне тоже так кажется, кроме того, но он играет с огнем.
Какой будет реакция Запада на процесс по делу Навального?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Если оглянуться на последние недели и месяцы, то у меня такое впечатление, что терпение в странах, в которых у Путина до сих пор много друзей, например, в Германии, может скоро лопнуть.
Какой приговор вы ожидаете - Навального осудят?
ЙЕНС ЗИГЕРТ: Думаю, этого следует ожидать.
Еще по теме:
Дата публикации 16 апреля 2013 года.