Самой нестабильной российской республикой на сегодняшний день является Дагестан, считают эксперты из Stratfor. В Чечне Кремлю удалось сыграть на национальном факторе, но в соседней республике этнический состав слишком разнородный и радикальное течение ислама находит там немало приверженцев, говорят аналитики.
Сразу несколько террористических атак произошли 1 мая в российской республике Дагестан. В столице Махачкале прогремел взрыв, совершенный смертником; два человека погибли, еще несколько получили ранения. Эти теракты, а также недавние взрывы в Бостоне, совершенные этническими чеченцами – братьями Царнаевыми – привлекли внимание мировой общественности к российскому Северному Кавказу.
Этот регион является одним из самых нестабильных в России, и Москва уже много лет испытывает там трудности. Однако кровопролитные столкновения на Северном Кавказе вызваны разными причинами и развивались в двух главных республиках региона – Чечне и Дагестане – по разным сценариям.
Со времен распада Советского Союза Чечня традиционно была главной проблемой России на Северном Кавказе. В этой республике произошло две войны. Причиной был сепаратизм — Чечня после развала СССР попыталась отделиться от России и сформировать независимое государство. Начавшись как война сепаратистов-националистов, конфликт быстро изменился, привлекая в регион извне все новые группы исламистов, боевиков и джихадистов.
Россия, в конечном счете, смогла побороть сепаратизм, в основном благодаря тому, что отделила националистов от джихадистов. Затем Москва предоставила власть в республике националистам – семье Кадыровых – дав им полный контроль над местными силовиками.
В Дагестане же столкновения были связаны с проблемами местного характера, а не с глобальной повесткой дня джихадистов, несмотря на заявления об обратном со стороны местных группировок. Распространяющаяся в республике салафия - более радикальная форма ислама - столкнулась с сопротивлением со стороны более традиционного суфизма. Это вылилось в убийства нескольких региональных религиозных деятелей, которых наказали за, цитирую, «излишнюю умеренность».
Из-за того, что уровень насилия в Чечне и по всему остальному Северному Кавказу снизился, сегодня на Дагестан приходится более 60% всех террористических атак в регионе. Дагестан гораздо менее однороден, чем Чечня. Здесь живут несколько этнических групп, и ни одна из них не составляет большинство населения. Из-за этого попытки создать местные службы безопасности в Дагестане, как в Чечне, сталкиваются с проблемами. И частично это объясняет, почему Дагестан с точки зрения терроризма стал нести в себе большую опасность, чем Чечня.
Одна из наиболее активных и известных боевых группировок, которая осуществляет свою деятельность и в Чечне, и в Дагестане, - это «Имарат Кавказ». Эта группировка с неопределенным составом представляет собой свободное собрание боевиков со всего Северного Кавказа, которые преданы бывшему главе чеченских мятежников Доку Умарову. Цель организации «Имарат Кавказ» – установить по всему Северному Кавказу халифат и бороться с российской властью на этой территории.
В основном, группа действует по северокавказскому региону, но за последние годы «Имарат Кавказ» осуществил крупные операции и в сердце России. В их числе взрывы в московском метро в 2010 году и теракт, совершенный смертником в российском аэропорту Домодедово в 2011 году. Однако в начале 2012 года Умаров, по некоторой информации, дал указание членам своей группировки больше не совершать нападения на гражданских лиц. И с тех пор в центральной России больше не было никаких крупных терактов.
За последние недели группировка поспешила уточнить, что их целью остается Россия, и лидеры дагестанского подразделения организации заявили о своей непричастности к бостонским взрывам. Они заявили, что ведут войну с Россией, а не с США.
И все же насилие и нестабильность продолжат быть основной чертой российского Северного Кавказа.
Дата выхода в эфир 01 мая 2013 года.