Россия и Мьянма – яркие примеры государств, где все решают «личные связи» и поддержка «своих» людей, пишет The Myanmar Times. Такие связи приводят к обогащению правящей верхушки, — а обществу в целом наносят огромный вред. Поэтому и рецепты борьбы с этим злом одинаковые.
В нынешней Мьянме много говорят о коррупции в политической системе, о стремлении «прикрыть своих» и о «личных связях» в политике. В связи с этим автор The Myanmar Times предложил рассмотреть вопрос о том, что такое «личные связи» в политике и к чему это приводит общество в целом.
Покрывательство «своих» распознать легко, утверждает автор, - кто кому друг, кто с кем связан и кто что с этого получает. «Личные связи» в политике распознать труднее: покровителем компании может выступать один из акционеров или членов совета директоров, которые работают в парламенте или правительстве. Это также могут быть и члены семей тех, кто находится сейчас во власти. Согласно одному из американских исследований, такие связи есть у 20% частных предприятий в Малайзии, а похожие компании в России контролируют более чем 80% финансового рынка, утверждает ученый на страницах мьянманской газеты.
Если речь идет об открытом покровительстве конкретным людям, то это выражается в том, что «свои» присваивают себе ресурсы, а власти закрывают на это глаза, пишет The Myanmar Times. В случае с «личными связями» это скорее всего будут более легкий налоговый режим, субсидии и очень низкий уровень контроля со стороны государства. Эти явления труднее распознать, чем откровенное покрывательство, но вред от них не меньший, отмечает автор издания.
Он также утверждает, что в странах с «личными связями» неизменно высок уровень коррупции. Это, по его мнению, вполне естественно, ведь политическую арену в таком случае занимает множество бюрократов, каждый из которых преследует свои собственные цели. В условиях, когда нет единой публичной политики и эффективной судебной системы, каждый из них играет сам за себя и воздействует на деловой климат с помощью собственной политической власти.
В таких условиях, пишет ученый, правительство не способно предоставить гражданам элементарные услуги, суды не в состоянии решить конфликты, а разнообразные договоры могут заключаться по принуждению. В индексе уровня эффективности закона, составляемом организацией World Justice Project для 97 стран мира, Россия в 2012 году занимала 74 место по степени открытости правительства и 68-е – по степени неотвратимости правоприменения, в то время как Швеция, где «личных связей» и блата по существу нет, занимает в обеих таблицах первое место. Также в индексе защищенности инвесторов первое место занимает Новая Зеландия, а Россия – 117-е.
При этом, отмечает автор The Myanmar Times, коррупция процветает в тех странах, где неважно обстоят дела с исполнением закона и защитой имущественных прав. «Личные» политические связи тут помогают частным предприятиям либо преодолеть плохо развитую судебную систему, либо извлечь из нее выгоду. При этом такие отношения обогащают привилегированную группу бюрократов, которые еще и защищают таким образом своих подельников, а вот обществу в целом они приносят вред – и он как правило намного больше, чем прибыль отдельных бюрократов.
Хотя развитые «личные связи» в политической сфере – удел не только коррумпированных и непрозрачных экономик, в развитых странах как правило существуют механизмы для минимизации конфликта интересов, отмечает ученый. Во многих странах, где уровень коррупции низкий, для парламентариев существуют ограничения на право на владение активами. Однако, замечает автор The Myanmar Times, ни в России, ни в Малайзии их нет, и в этих странах свои акции можно даже не декларировать.
В связи с этим автор призывает власти Мьянмы не ограничиваться принятием и исполнением законов о коррупции на своем пути к реформированию страны. По его мнению, нужно также ввести обязательное декларирование активов для чиновников, а также запретить им занимать должности, которые ведут к конфликту интересов. Помимо этого нужно добиваться большей эффективности финансовой и судебной системы, для того чтобы компании имели доступ к капиталам и при этом их права собственности были защищены, резюмирует автор The Myanmar Times.