В истории с задержанием Райана Фогла, обвиняемого в попытке завербовать россиянина, много подозрительного, считает журналист The Washington Post Макс Фишер. В своей статье он приводит пять основных признаков, заставляющих усомниться в правдивости этой истории.
Сразу после поимки американского дипломата Райана Фогла, обвиненного в попытке завербовать российского агента, у канала RT появилось на удивление много фото- и видеоматериала по этому делу, пишет The Washington Post. Всему миру этот канал начал показывать парики Фогла, пачки денег и даже письмо с инструкцией.
Однако многое в этой истории, отмечает автор статьи Макс Фишер, заставляет усомниться в том, что работа, проделанная Фоглом – дело рук агента ЦРУ. Внимательно изучив обстоятельства задержания американца, Фишер изложил пять особенностей, заставляющих всерьез усомниться в правдивости истории.
Во-первых, письмо Фогла написано подозрительно «неуклюже» и «по-детски». Примерно такой же текст можно получить в спам-рассылке от «нигерийского принца». «Поделитесь вашей информацией, и мы заплатим вам 1 миллион долларов», - цитирует Фишер. «Немного прямолинейно для ведущего мирового разведывательного бюро» - пишет он. Автор удивляется тому, что в письме есть инструкции, как создать почтовый ящик на Gmail, но о самой информации, которую нужно передать, ничего не сказано. Но самое подозрительное – это само письмо. Все это, без риска обнаружения лишней улики, можно было бы рассказать по телефону.
Во-вторых, не менее подозрителен и «шпионский набор», пишет Фишер, называя его «карикатурным»: «…карта Москвы (у него что, нет смартфона?), два парика, три пары очков, пачки с Евро, нож, фонарик и мое любимое: компас. «Кто сейчас пользуется компасами?» - вопрошает Фишер вслед за Марком Галеотти, профессором из Нью-Йорка: «Это серьезное нарушение принципов разведывательной работы. Такому в ЦРУ не учат».
В-третьих, продолжает Фишер, вызывает подозрения и завышенный гонорар: миллион долларов, «если мы получим ценную информацию». Это, по мнению автора статьи, не только необычно, но и противоречит тем суммам, которые американские агенты выплачивали раньше. Например, вспоминает Фишер, в 2001 году чиновник из США предлагал российскому источнику всего 400 долларов за информацию о местах установки морских мин.
В-четвертых, Фишер с сомнением относится к тому, что в российских СМИ слишком быстро появились видео- и фотоматериалы. Неясно, снимали ли задержание сотрудники ФСБ или удачливые корреспонденты RT, но очевидно одно, считает Фишер: налицо тесное сотрудничество телеканала со спецслужбами.
Наконец, в-пятых, новость прогремела как раз тогда, когда посол США в России Майкл Макфол начал отвечать на вопросы общественности у себя в Twitter. Довольно подозрительное совпадение, отмечает Фишер.
Фишер уверен, что ничто из вышеперечисленного не доказывает, что Фогл - агент ЦРУ под прикрытием. Но можно понять, почему так много людей с недоверием относятся к этому делу пишет автор. В заключение он приводит слова колумниста Washington Post Джексона Дейла: «Поимка шпиона в российско-американских отношениях – обычное дело. А вот превращение ее в медиа-событие – классическая тактика холодной войны».