С начала 2013 года пивные концерны терпят на российском рынке убытки, сообщает Welt Online. Журналист отмечает, что это происходит отчасти из-за государственной антиалкогольной кампании.
Еще 10 лет назад Россию характеризовала следующая картина: все, кто хотел выглядеть круто, пили не водку, а пиво, пишет Эдуард Штайнер в Welt Online. Причем касалось это и женщин в мини и на высоких каблуках, и мужчин в костюмах, и парней в трениках. Те же, кто хотел быть еще круче, пили не из бокалов, а прямо из бутылок, продолжает журналист. В результате, доходы пивоваренных компаний росли как на дрожжах.
Однако с начала января этого года продажа пива в России существенно снизилась, пишет Welt Online. Об этом свидетельствует статистика международных пивных концернов и Росстата. Так, продажи пивоваренной корпорации Anheuser-Busch InBev сократились на 17 процентов, а Heineken – на 5, уточняет издание. При этом Anheuser-Busch InBev уже закрыли в России одну пивоварню и думают о закрытии еще одной. Это затронуло и российские фирмы – за первый квартал 2013 года производство пивной продукции сократилось на 10,2 процента.
По мнению автора статьи, это, очевидно, произошло из-за правительственной кампании против слабоалкогольных напитков. Началось все с того, пишет Штайнер, что в прошлом году пиво впервые признали алкоголем, а значит, на него стали распространяться и все ограничения, которые действуют для алкогольных напитков. Следующим шагом был запрет на рекламу пива по телевидению, в СМИ и Интернете, а также продажу пива ночью в киосках и ларьках. И наконец, налог на пиво увеличили на 25 процентов.
Все эти государственные меры приводят к тому, пишет Эдуард Штайнер, что пиво постепенно теряет свои конкурентные преимущества перед крепкими алкогольными напитками. Однако пивной кризис в России спровоцирован не только государством. Свой вклад в это внесла и долгая холодная зима в этом году. Кроме того, проявляются и последствия сокращения рождаемости во второй половине 90-х: с 2006 года количество россиян в возрасте от 15 до 24 лет снизилось на одну пятую, а компенсировать сокращение продаж за счет других возрастных групп не удается.
Автор статьи также отмечает, что продажи водки за первый квартал текущего года тоже сократились – на 7,8 процентов. Однако это не обязательно значит, что ее стали меньше пить, поясняет журналист. По мнению руководителя центра исследований алкогольного рынка Вадима Дробиса, все большее распространение снова получает нелегальная продукция: в 2012 году она составила около 30 процентов от всего потребленного в стране алкоголя.
Как бы то ни было, по данным Всемирной организации здравоохранения в России потребление чистого алкоголя на душу населения составляет 15, 76 литров год, что выводит страну почти в мировые лидеры, добавляет Штайнер.