Сейчас в России нельзя критиковать правительство, иначе можно попасть в тюрьму, пишет эксперт Леон Арон в The Wall Street Journal. В качестве примера он приводит случай экономиста Сергея Гуриева, который бежал из страны, опасаясь за свою свободу.
В конце мая известный экономист и ректор престижной Российской экономической школы Сергей Гуриев покинул Россию из-за страха быть арестованным. Единственный проступок, который он совершил, - критика путинского режима, пишет в The Wall Street Journal научный эксперт и директор российских исследований Американского института предпринимательства Леон Арон.
Его опасения были вполне обоснованы, отмечает автор статьи: с февраля Гуриева несколько раз допрашивал Следственный комитет, «инструмент репрессий Кремля», в его офисе прошли обыски, за ректором было установлено наблюдение. Арон подчеркивает, что Гуриев не является ни политиком, ни активистом оппозиции. По его мнению, принуждение давнего советника Кремля покинуть страну – это «односторонний пересмотр общественного договора с либеральными лидерами, способными формировать общественное мнение».
До недавнего времени сторонники реформ могли писать и говорить, что хотели. И так продолжалось до тех пор, пока они не начинали активно поддерживать оппозицию. Теперь же, считает Арон, парадигма изменилась: критиковать правительство нельзя, под страхом тюрьмы. Если кому-то не нравятся условия сделки – изволь покинуть страну, пока не поздно. Как выразился известный оппозиционный блогер, все оставшиеся должны «верить, что величие России основывается на Владимире Путине», а любая его критика – либо «всемирный заговор», либо происки «пятой колонны».
Арон полагает, что бегство Гуриева – новый этап трансформации «от мягкого авторитаризма: «кто не против нас, тот с нами», к более жесткому варианту: «кто не с нами, тот против нас».
Об этом свидетельствует и показательный процесс над популярным оппозиционным лидером Алексеем Навальным, у которого хватило безрассудства заявить, что он готов составить конкуренцию Путину на выборах 2018 года, пишет Арон. Другой известный оппозиционер – Сергей Удальцов – ждет суда по обвинению в «организации массовых беспорядков при поддержке правительства Грузии». Автор не сомневается, что оба получат максимальные сроки.
Арона также беспокоит судьба Михаила Ходорковского. Бывший олигарх, который больше десятилетия назад ослушался предупреждения Путина «не лезть в политику», по мнению автора, останется в тюрьме. «Никто не удивится, если правительство найдет предлог оставить его за решеткой», - отмечает он.