25 июня в Женеве начнется новый раунд переговоров по конфликтным регионам Грузии. Опрошенные DW эксперты считают, что, хотя диалог пока не принес успеха, его необходимо продолжить.
Очередной, уже 24-й по счету, раунд переговоров по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье, стартует 25 июня в Женеве. Грузинские эксперты, которых расспросил корреспондент DW, отметили, что прорыва и на этот раз ожидать не стоит. Напомним, что диалог начался в октябре 2008 года на основе договоренностей, достигнутых при посредничестве ЕС, США, ООН и ОБСЕ после августовской войны 2008 года.
В рамках двух рабочих групп с участием представителей Грузии, России и самопровозглашенных государств Абхазия и Южная Осетии, которые Тбилиси считает неотъемлемой частью своей территории, обсуждаются проблемы безопасности и гуманитарные вопросы, связанные с ситуацией в регионе.
Не приносящий успеха формат
К крайне низкой эффективности переговоров в Женеве все уже привыкли. Ведь главная их цель - соглашение о неприменении силы - так и не достигнута. Здесь как раз и проявляется принципиальное разногласие участников дискуссий. Тбилиси настаивает на подписании Россией договора о неприменении силы. Москва же утверждает, что Тбилиси должен заключить подобное соглашение по отдельности с Абхазией и Южной Осетией, аргументируя это тем, что не является стороной конфликта.
Россия и другие страны, по логике Москвы, станут гарантами такого документа. На это Грузия не идет, ведь в таком случае она признала бы Абхазию и Южную Осетию сторонами конфликта, что в свою очередь фактически означало бы признание их в качестве независимых государств.
Единственным, пожалуй, ощутимым результатом переговоров в Женеве можно назвать создание «Механизма по предотвращению инцидентов и реагированию» (МПИР). В его рамках регулярно проходят встречи между представителями сторон для обсуждения текущих вопросов безопасности в конфликтных регионах Грузии.
Отсутствие политической воли
Отсутствие в Москве, Сухуми и Цхинвали политической воли для разрешения конфликта - главная причина безрезультатности переговоров, уверен директор аналитического центра Ассоциации грузинских реформ, экс-глава грузинской делегации на женевских переговорах Серги Капанадзе.
Кроме того, по словам директора Международного центра по конфликтам и переговорам Георгия Хуцишвили, вышеупомянутый вопрос статуса Абхазии и Южной Осетии остается камнем преткновения. Здесь до сих пор не найден компромисс: грузинская сторона не признает Цхинвали и Сухуми сторонами конфликта, Россия и представители Абхазии и Южной Осетии настаивают на подобном признании.
На административной границе неспокойно
Официальный Тбилиси между тем заявил, что на этот раз поднимет в Женеве вопрос, связанный с ограничением права на свободное передвижение между Абхазией и остальной частью Грузии из-за траншей и специальных сооружений, которые устанавливаются вдоль административной границы.
Абхазская сторона в ответ утверждает, что проводит плановые работы по укреплению "своей государственной границы" в связи с ввозом контрабандной продукции. О стремлении ужесточить контроль на приграничных пунктах заявил и президент самопровозглашенной республики Абхазия Александр Анкваб. В конце мая Грузия уже направляла Москве ноту протеста из-за установки российскими пограничниками заграждений из колючей проволоки вдоль административной границы с Южной Осетией.
При этом, по данным МИД Грузии, на некоторых участках наблюдается перенос линии границы на 300 метров вглубь территории Грузии. Более того, заграждения проходят по приграничным селам, в результате чего их жители оказались лишены своих сельхозугодий и доступа к ирригационным сооружениям. Осетинская сторона эти меры объяснила стремлением наконец-то провести демаркацию границ.
Фактор Иванишвили пока не сработал
После того, как в октябре 2012 года парламентские выборы в Грузии выиграла партия «Грузинская мечта», ее лидер Бидзина Иванишвили пообещал «внести больше динамики» в женевские переговоры. Однако этого не произошло. «Как бы ни менялось грузинское правительство и его риторика, без смены властей в Кремле прогресса ждать не приходится», - предупреждает Серги Капанадзе.
С ним согласен и Георгий Хуцишвили, который считает, что урегулирование конфликтов в Абхазии и Южной Осетии зависит от развития российско-грузинских отношений. «Ситуация, к сожалению, не управляется одной грузинской стороной. Но политика Тбилиси - правильная, она не имеет альтернативы», - подчеркивает Хуцишвили. Кстати, до недавнего времени женевские переговоры были единственной площадкой для диалога Москвы и Тбилиси.
Эксперты сходятся еще и в том, что, несмотря на чрезвычайно низкую эффективность женевских переговоров, их надо продолжать. Ведь, как отмечает Георгий Хуцишвили, это единственный канал коммуникации между абхазами и грузинами, осетинами и грузинами, «так что лучше женевский формат, чем ничего».
Еще по теме:
Дата публикации 25 июня 2013 года.