История американца Эдварда Сноудена, разоблачителя незаконной деятельности ЦРУ и АНБ, продолжает оставаться главной темой мировых СМИ на этой неделе. А невольный постоялец аэропорта Шереметьево рассылает прошения о политическом убежище и обещает раскрыть очередные порции секретов.
СМИ обсуждают заявление Владимира Путина о том, что Россия предоставит Эдварду Сноудену политическое убежище при условии, что тот перестанет разглашать американские секреты. Экс-советник Джорджа Буша по вопросам национальной безопасности Ричард Фолкенрат предположил в интервью Bloomberg, что таким образом российский президент попросту тянет время, «воздерживаясь от принятия решения».
Путин заранее знал о том, что Сноуден обратится к России за политическим убежищем, и выставил ему невыполнимое условие: прекратить антиамериканские разоблачения. Теперь американец рассылает прошения в десятки стран. Какая же из них предоставит кров Эдварду Сноудену? Испанская El Pais считает, что, скорее всего, этой страной будет Венесуэла, последовательный противник американской гегемонии.
«Это наивный 29-летний, теперь уже 30-летний человек, который придумал, как разоблачить миру американские системы сбора данных. А теперь он думает: «А как быть дальше, как выбраться-то, я и не подумал», - приводит CNN мнение ветерана спецслужб США Филиппа Мадда.
Впрочем, ущерб, который «наивный» Сноуден нанес американским интересам, огромен,
признал в интервью телеканалу CBS NEWS Майкл Хайден, бывший глава АНБ и ЦРУ:
«Я не могу представить, чтобы теперь какое-либо государство на планете верило, что мы можем хранить что-то в секрете».
Как только выяснилось, что американские спецслужбы массово прослушивали своих ближайших союзников в Европе, это сразу
вызвало волну возмущения в странах ЕС.
«Почему Соединенные Штаты – если это правда – ведут себя по отношению к нам, словно к врагам? Нужно ли демократическим странам шпионить друг за другом? Я обращусь к американскому послу за разъяснениями», - заверил председатель Европарламента Мартин Шульц.
В Европе все чаще раздаются голоса, требующие приостановить переговоры о свободной торговле между Евросоюзом и США.
А председатель Еврокомиссии Баррозу распорядился немедленно обыскать все служебные помещения на предмет американских электронных «жучков».
Пока европейцы кипят негодованием, а Сноуден скрывается в международной зоне Шереметьево, Россия
хранит олимпийское спокойствие, считает Fox News. «
Кажется, позиция Владимира Путина, по крайней мере сейчас, непоколебима», - отмечает корреспондент Джонатан Хант. Ведь, по его словам, «
Путина всегда мало волновало то, что думают другие».
«В этой ситуации у Америки нет рычагов для давления на Россию. Мы не можем ничего предпринять», - констатирует канал.
Американская The Daily Beast призывает к бдительности. «
В России демократии нет. Правительство коррумпировано. У них нет настоящего закона. Меня поражает, что мы не понимаем, что замышляет Путин. Он пытается воссоздать поведение и образ Советского Союза», - заявил в интервью изданию старший сенатор США Линдси Грэм.
Досталось и американскому президенту – за нерешительность. «
Администрация Обамы только усиливает у Путина, российского министра иностранных дел Сергея Лаврова и других впечатление, что мы профаны, что они могут нами помыкать и никто им за это ничего не сделает – и они продолжают это делать», - негодует бывший посол в ООН Джон Болтон.
Впрочем, многие в США
уверены, что Россия и сама не очень горит желанием держать Сноудена у себя, утверждает Тhe Washington Times.
Тем временем в Германии убеждены, что, как бы ни развивались события, российский президент
сумеет извлечь из истории со Сноуденом максимальную выгоду. Путин «
и американским спецслужбам нос утрет, и проявит себя в качестве защитника диссидентов», пишет издание der Spiegel.
Россия
срывает планы Вашингтона «
уже почти рефлекторно» – это «
заложено в генах» российской внешней политики. При этом часто речь идет, скорее, о символике, чем о реальном конфликте интересов: Россия должна вести себя как «
самодостаточная держава, которая способна дать отпор американцам», уверен журналист немецкой газеты Die Zeit.
В то время как американцы в голос называют Сноудена предателем и гадают, получит ли он политическое убежище или все же предстанет перед судом, в Европе тщательно анализируют смысл его скандальных разоблачений. И все большее число людей начинает считать его не преступником, а героем.