NYT: Война российских музеев может «открыть ящик Пандоры»

Экс-директор Пушкинского музея заручилась поддержкой президента страны в изъятии знаменитой коллекции импрессионистов и постимпрессионистов из Эрмитажа. Директор петербургского музея предупреждает, что подобное перераспределение ценностей может открыть ящик Пандоры и нанести музеям непоправимый ущерб.
NYT: Война российских музеев может «открыть ящик Пандоры»
ANDREY SMIRNOV / AFP
Причиной отставки Ирины Антоновой с поста директора Пушкинского музея в Москве, на первый взгляд, мог стать ее преклонный возраст. В конце концов, в этой должности она трудилась с 1961 года, а недавно ей исполнился 91 год. В любом случае, ее отставка не поставила точку в споре между Пушкинским музеем и Эрмитажем (Санкт-Петербург) о работах Матисса, Пикассо и других художников-модернистов, сообщает The New York Times. 
В данном споре замешаны большие деньги: на реставрацию Пушкинского музея российские власти выделили около 700 миллионов долларов. Отставку Антоновой, о которой было объявлено на пресс-конференции министра культуры Владимира Мединского, многие рассматривают как наказание за то, что она якобы втянула Владимира Путина в свое противостояние с Эрмитажем. 
 
Сама Антонова, ее преемница на посту директора Марина Лошак, а также министр культуры отрицают подобные обвинения, подчеркивая, что госпожа Антонова станет президентом музея. Относительно Марины Лошак на пресс-конференции было сказано, что ее выбрала лично Антонова, однако в интервью «Известиям» бывший директор музея сообщила, что все ее кандидатуры, «заинтересованные в просвещении», были отвергнуты, и ей пришлось выбирать из списка Минкульта.
 
В конце апреля в ходе ежегодной «Прямой линии» с президентом страны Ирина Антонова подняла вопрос о воссоздании Музея нового западного искусства, открытого в 1923 и уничтоженного в 1948 году по указу Сталина. Она предложила забрать у Эрмитажа знаменитую коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов Сергея Щукина и Ивана Морозова. 
 
«Владимир Владимирович, новая Россия сделала очень многое, может быть, сегодня не до конца оцененное, в реабилитации граждан России… Все коллекции были переданы в наш музей, но потом часть из них, половина, была отдана в Эрмитаж в Петербурге. Согласны ли Вы рассмотреть вопрос о возвращении этой части, восстановлении этого музея, который станет украшением Москвы?» - такой вопрос задала президенту Ирина Антонова в ходе «Прямой линии».
 
Владимир Путин ответил, что поддержит «любое решение, связанное с возрождением музея. Но это должно быть сделано в результате дискуссии в самом музейном сообществе, среди специалистов». Затем глава страны переключил внимание на Михаила Пиотровского, директора «Эрмитажа» и активного сторонника Путина.
 
«Сейчас Михаил Борисович скажет, что никогда не отдам ничего, и этому не бывать… Михаил Борисович, вы готовы вернуть часть коллекции в Москву и воссоздать музей современного искусства?» - спросил президент страны у Пиотровского.
 
Казалось, что господин Пиотровский был весьма удивлен обращением Антоновой к президенту, утверждает The New York Times. Он сообщил Путину, что картины «были переданы в Эрмитаж в обмен на около 200 шедевров старых мастеров, которые были изъяты из Эрмитажа и переданы в Музей имени Пушкина в 20-е годы».
 
Либеральная интеллигенция Москвы и Санкт-Петербурга с тревогой отреагировала на предложение Антоновой и реакцию президента. Даже петербургские футбольные фанаты выступили в защиту сокровищ Эрмитажа, пишет корреспондент The New York Times.
 
Михаил Пиотровский предупредил, что любое дальнейшее перераспределение музейных ценностей может открыть ящик Пандоры – музеям будут предъявляться иски о реституции, что нанесет им непоправимый ущерб. Коллекция Эрмитажа должна остаться неприкосновенной, заявил Михаил Пиотровский на пресс-конференции в Петербурге, состоявшейся уже после «Прямой линии» с президентом. «Это уже сформировавшийся организм. Музеи, такие, какими они уже сложились, надо холить и лелеять», - считает директор Эрмитажа.
 
Известная журналистка, писательница и исполнительный директор Фонда Эрмитажа Джеральдин Норман заявила, что потеря этих картин станет для музея трагедией. Вопрос не исчез и после назначения Марины Лошак директором Пушкинского музея. Наследница Ирины Антоновой поддержала идею изъятия части коллекции из Эрмитажа ради воссоздания музея в Москве, сообщает The New York Times.
Материалы ИноТВ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию RT
В нашем паблике в VK самые свежие статьи и сюжеты зарубежных СМИ
источник
New York Times США Северная Америка
теги
Владимир Путин Москва музей Санкт-Петербург
Сегодня в СМИ

INFOX.SG

Лента новостей RT

Новости партнёров