В последние дни в Киеве были жестоко избиты идеолог Femen и лидер движения. Трех активисток движения задержала полиция, не дав им провести акцию протеста. Имеют ли эти события общие корни? Интервью DW.
Лидер Femen Анна Гуцол была избита в одном из киевских кафе в субботу, 27 июля. В интервью DW Гуцол заявила о попытках запугивания женского движения со стороны спецслужб.
Анна, с чем вы связываете последние тревожные события вокруг Femen, в частности, нападение на вас, новые аресты активисток, избиения политтехнолога Виктора Святского?
АННА ГУЦОЛ: Это продолжение запугивания движения Femen, действия, направленные на предотвращение акции против приезда президента России Владимира Путина и патриарха РПЦ Гундяева (Кирилла - Ред.). Мы, как борцы за свободу и демократию, неоднократно проводили акции в России и на Украине против Путина и распространения влияния РПЦ на общественность. Всегда были попытки нас остановить. Жестокость последних нападений является личной местью Путина и Гундяева.
Как вы пришли к этим выводам?
АННА ГУЦОЛ: В прошлом году, когда патриарх Кирилл прилетал на праздник Крещения Руси, против него вышла «топлес» активистка движения Яна Жданова. У нее был лозунг «Kill Kirill». Так она протестовала против ареста участниц российской группы Pussy Riot. И личная обида у Путина тоже есть. Поэтому я с уверенностью заявляю от имени всего движения - это дело рук российских спецслужб вместе с украинскими спецслужбами и МВД.
Похищение наших девушек вместе с фотографом показало, что за этим стоят именно спецслужбы. Задержанных избили, а сегодня еще обвиняют и судят. Нападение на Виктора Святского и оба нападения (в подъезде и впоследствии в кафе в Киеве. - Ред.) на меня можно было бы списать на уголовников. И, конечно, в СБУ говорят, что они не причастны. Но это один почерк. Это системное преследование со стороны спецслужб.
Я знаю, что такое преследования и слежка, ведь такой опыт мы получили во время футбольного чемпионата Евро-2012. И люди, которые нападали на меня, похожи на тех, кто сотрудничает со спецслужбами. Издали те, кто следил за Виктором, тоже так выглядели. Может, это не сами работники СБУ, но это делалось с их молчаливого согласия. Возможно, это работа российских и украинских спецслужб. Виден российский почерк.
Верите в то, что личности виновных в нападениях будут установлены и их привлекут к ответственности?
АННА ГУЦОЛ: Я не верю. Но мы обращаемся в милицию, ведь это уголовное дело.
Учитывая последние события, будете ли что-либо менять в организации акций?
АННА ГУЦОЛ: Страшно и понятно, что нужно обсуждать, как действовать дальше. Может, и охрана понадобится. Это было сделано, чтобы запугать нас, как общественных активисток. Ты или активистка, или нет. Или сдаешься, и все было зря, или продолжаешь. Эти события потрясли и возмутили нас. Впрочем, есть понимание того, что наша страна меняется не в лучшую сторону и отходит от демократии. Так что у всех просто больше работы. В каждой из нас должно быть чувство того, что надо усиливать работу, но и понимать - могут последовать репрессии.
Еще по теме:
Дата публикации 28 июля 2013 года.