Бойкот одного из «символов» России в знак протеста против антигейских законов не изменит ситуацию. Ведь та водка, от которой отказываются протестующие, в России не производится. Однако, как считает журналист итальянского издания Il Foglio, эти акции могут помочь очистить совесть жителей стран Запада, дав им возможность выполнить свой гражданский долг, не выходя из бара.
«Переход с водки на виски или ром – главное, не кубинский – не очистит печень. Зато может очистить совесть, если этот выбор был сделан ради цели, которая пробуждает основные инстинкты либерального организма. Борьба с гомофобией, например», - пишет Маттиа Феррарези, журналист итальянского издания Il Foglio.
В своей статье Феррарези напоминает, что неделю назад американский журналист и гей-активист Дэн Сэвидж предложить выразить несогласие с Владимиром Путиным и его «дискриминационными законами против гомосексуалистов» «простым поступком, на который способен каждый». Для этого даже не нужно покидать свой любимый бар. Достаточно просто не заказывать водку.
На Западе идею Сэвиджа восприняли куда серьезнее, чем он мог предположить. От Сан-Франциско до Лондона тысячи клиентов перестали заказывать коктейли, содержащие водку, а владельцы гей-баров отменили заказы на ее закупку. В Нью-Йорке на тротуарах валяются этикетки «Столичной» и «Русского Стандарта», перечеркнутые черным крестом. Впрочем, подобная «солидарность» не нравится самим российским геям. Правозащитник и гей-активист Николай Алексеев заявил, что бойкот российской водки не имеет смысла, пишет автор.
В английском языке есть специальный термин : «слэктивизм». Это «комнатные» акции протеста, которые не требуют никаких усилий и ничего не смогут изменить. Нужны они только для очистки совести. Автор статьи считает, что бойкот русской водки – это как раз такой случай.
Водка – не основной пункт экспорта для России, однако бойкотировать российскую нефть или удобрения – это «не так весело, как с чувством выполненного гражданского долга отказываться от «Черного русского» и заказывать виски с колой», - пишет Феррарези.
Есть и другой интересный момент, считает автор. Дело в том, что «Столичная», ставшая символом гомофобии, производится двумя компаниями. Первая, ФКП «Союзплодоимпорт», действительно является российской компанией. Но производит водку только для внутреннего рынка страны.
«Столичная», продающаяся в западных странах, производится группой компаний S.P.I., с главным офисом в Люксембурге. С 1997 года она судится с Кремлем за использование брэнда. Глава S.P.I. написал письмо, в котором объяснил, что водка не производится в России, и более того, руководство компании поддерживает ЛГБТ-сообщество в их борьбе за свои права.
Поэтому «сам по себе бойкот за барной стойкой - это мило, но небольшая проверка фактов могла бы как минимум помочь избежать абсурда», - пишет в заключение автор статьи.