Только после отмены саммита с Владимиром Путиным стало ясно, что президент США Барак Обама понял то, что до него успели выяснить Билл Клинтон и Джордж Буш. «Перезагрузка» отношений с Россией срабатывала лишь на время их первого президентского срока.
WSJ: Обама наступил на те же грабли, что Буш и Клинтон
Но к концу второго срока наступало разочарование, и все скатывалось к взаимным обвинениям и сокращению количества намеченных мероприятий с участием двух стран, пишет американское издание The Wall Street Journal.
Барак Обама разочаровался уже в начале своего второго срока. И на данном этапе попытка заново перезагрузить отношения – не лучшая идея, считает издание. Лучше поставить отношения на паузу и пересмотреть их.
Дело вокруг Сноудена стало кульминацией ухудшения отношений между двумя странами, начавшегося еще в 2011 году. После демонстраций, вызванных результатами выборов в Госдуму, Путин обвинил США и, в частности, госсекретаря Хилари Клинтон, в помощи и содействии в организации протестов с целью спровоцировать «цветную революцию» в России.
В 2012 году негодование Кремля вызвало принятие акта Магнитского. При этом The Wall Street Journal отмечает, что среди всех стран, где ущемляются права человека, США выделяют только Россию, не обращая внимания на другие государства, в частности, Китай.
В ответ Путин подписал ряд законов, которые, среди прочего, позволяют правительству приостанавливать деятельность НКО, получающих финансирование из Америки, а также запрещают американским гражданам усыновлять российских детей, напоминет издание.
Антиамериканские заявления звучат все громче. Российские власти все чаще заявляют, что Россия – независимое государство, которое отличается от Запада и исповедует другие ценности. В качестве примера The Wall Street Journal приводит закон о запрете «пропаганды гомосексуализма».
Несмотря на эти разногласия, администрация Обамы попыталась продолжить политический диалог с Россией, сконцентрировавшись на других важных вопросах: война в Сирии, разоружение и укрепление экономических связей между странами. Белый дом надеялся, что эти проблемы станут основой для встречи двух президентов в сентябре. Однако же Москва не торопилась идти навстречу Вашингтону, что поставило под вопрос заинтересованность президента Путина в саммите, пишет издание.
Вместо поспешных попыток восстановить отношения, Вашингтону лучше без спешки проанализировать, что происходит в России и внутри путинского правительства, считает издание. Понять, на чем основывается Кремль, принимая внешнеполитические решения. И узнать, есть ли внутри правительства расхождения во мнениях относительно отношений с США. А если таковые есть, то понять, как США может их использовать.
Изначальная уверенность Вашингтона в том, что Владимир Путин заинтересован в двухстороннем саммите, чтобы показать, что Россия играет одну из главных ролей на мировой сцене, была небезосновательна, считает издание. Президент России неоднократно подчеркивал, что поддерживает сотрудничество с администрацией Обамы.
В начале июля он заявил, что Сноуден сможет остаться в России только при условии, что он прекратит деятельность «направленную во вред нашим американским партнерам». Впрочем, все это не помешало ему предоставить Сноудену убежище, тем самым поставив своего американского коллегу в трудное положение, пишет The Wall Street Journal.
Правительство США продолжит сотрудничество с Россией по ряду вопросов, среди которых Афганистан, Иран, Северная Корея и борьба с терроризмом. Но администрации президента Обамы придется принять, что по некоторым вопросам, таким как Сирия и системы ПРО, на данный момент соглашения достигнуть не получится, считает издание.
Россия будет принимать саммит «Большой Восьмерки» в июне следующего года. Эта станет еще одной возможностью провести встречу двух президентов и добиться прогресса в определенных вопросах, если к этому времени отношения стабилизируются, пишет The Wall Street Journal.
«Впрочем, наследие холодной войны и «лихих» девяностых продолжают подпитывать неприязнь Кремля к Вашингтону. И вряд ли эта неприязнь исчезнет в ближайшее время», - заключает автор статьи.