Как объяснить «иррациональное» поведение России, поддерживающей «обреченный» режим Башара Асада наперекор всему миру? На этот вопрос на страницах La Règle du Jeu попытался ответить французский философ Бернар-Анри Леви.
Французский философ: Сирия - последняя подпорка российского колосса
По мнению Леви, ситуация вокруг Сирии, в целом, предельно ясна: все, кроме «привычной кучки красно-коричневых маньяков-ревизионистов», уверены, что химическое оружие в пригороде Дамаска применили именно войска Асада. Не вызывает сомнений и то, что Западу придется принять ответные меры: этого требует не только нравственность и стремление к миру, но и здравый смысл, отмечает философ.
Год назад Барак Обама назвал использование химического оружия «красной чертой». Если теперь он будет только «двигать эсминцами» и не сможет принять четкого решения, это будет означать, что его слово больше ничего не стоит. В таком случае, прогнозирует Леви, следует ждать неприятностей от Ирана, КНДР и «всего гнусного клуба стран, имеющих или стремящихся заполучить оружие массового поражения». Автор статьи уверен: эти страны пристально следят за сирийским конфликтом, чтобы понять степень решимости демократических государств.
Вопрос о легитимности вторжения в Сирию не кажется философу важным: по его мнению, сейчас именно та ситуация, когда «естественный закон» выше международного права. В любом случае, считает Леви, одобрить интервенцию Совету Безопасности ООН не дадут «злонамеренные государства и их «пахан» - Россия».
В стремлении Москвы не допустить военных действий против Сирии некоторые усматривают «сталинский и гитлеровский принцип: «Всяк хозяин в своем доме». Другие же считают, что Кремль боится осудить Асада, поскольку не хочет отвечать за собственные «преступления» в Чечне. Ни с одним из этих доводов Леви не спорит.
Однако у философа есть и другое объяснение, которое он получил от некоего «высокопоставленного российского чиновника».
«Россия – государство-колосс, – пишет Леви. – Колосс на глиняных ногах, но все равно колосс». Ослабленная, «побежденная» страна помнит о былом величии и влиянии, от которого сегодня осталась разве что Сирия. Поэтому, уверен французский философ, Россия цепляется за Сирию так же отчаянно, как когда-то Франция – за Алжир.
«Реваншизм» бывшего кагэбэшника Путина, конечно, повод для тревоги, отмечает автор статьи. Однако возможно, что российский лидер не станет ставить под угрозу Олимпийские игры в Сочи ради спасения сирийского режима. В столь напряженные моменты каждый преследует свои собственные интересы и любое решение – это риск, заключает Бернар-Анри Леви.