Миротворчество России по Сирии строится с холодным расчетом, пишет Die Zeit. Владимира Путина интересует, прежде всего, сохранение своего влияния в регионе. И если этот способ будет найден, то он может и перестать поддерживать Башара Асада, считает издание.
Соглашение России и США по химоружию в Сирии встретило целую волну критики. В своей статье в немецком издании Zeit Ульрих Ладурнер приводит аргументы противников этого соглашения: претворить в жизнь его нельзя, оно дает отсрочку палачу Асаду и является предательством по отношению к повстанцам. Может, это все и так, продолжает журналист, однако в деле разрешения сирийского конфликта наконец-то первый шаг вперед.
Ведь до этого все дипломатические инициативы, поясняет он, не проходили дальше Совета Безопасности ООН – из-за протеста России и Китая. Теперь же договориться удалось не только американцам и русским, происходящее одобрили еще и китайцы.
Ладурнер предлагает своим читателям задаться вопросом, который из-за всех этих военных разбирательств как-то ушел из поля зрения: возможно ли все-таки дипломатическое решение сирийского конфликта? Если да, рассуждает автор, то путь это долгий, но сейчас, надо признать, договориться удалось как минимум двум из важнейших действующих лиц: США и России.
Ладурнер выделяет три причины такого поворота событий: во-первых, Америка устала от войн, во-вторых, Россия хочет продемонстрировать, что может выступать в качестве одного из решающих игроков на Ближнем Востоке, а в-третьих, ни одна из этих двух стран не заинтересована в применении химоружия.
Журналист считает, что химатака под Дамаском изрядно напугала не только Вашингтон, но и Москву. Как американцы, так и русские опасаются того, что химическое оружие может попасть в руки исламистов. В этой связи автор вспоминает о необходимости России бороться с исламистским террором на Северном Кавказе.
Договоренности по химоружию между Россией и США только на руку Асаду, а вот тем сирийцам, которые против него борются – наоборот. И на первый взгляд, отмечает Ладурнер, это так. Однако далее он указывает, что, если план действительно претворят в жизнь, то Асад останется без химического оружия. А диктатор без этого ужасного оружия лучше, чем диктатор с таким оружием, добавляет он. Кроме того, продолжает журналист, Путин может перестать поддерживать Асада, если у России будут другие возможности удержать свои позиции в регионе.
В итоге получается, что Путин Западу не друг, но партнер-антагонист, пишет автор. И он не голубь мира, продолжает Ладурнер. У Путина есть холодный расчет, но благодаря ему, возможно, на смену конфликту придет мир – как «хрупкий побочный продукт» этого расчета, заключает журналист.