Одной из главных проблем России является отрицание темных сторон коммунистического прошлого, пишет FrontPage Magazine. Нынешние лидеры отказываются признавать те репрессии, которые осуществлялись во времена правления компартии. Такое мнение выразил в своей книге писатель Дэвид Сеттер. Он считает, что, до тех пор пока правительство и сами россияне не смирятся со своей историей, в России не будет демократии.
«Для тех, кто хочет понять центральных личностей российской постсоветской политики и причины того, что как элита, так и общество не смогли смириться с горьким большевистским прошлым, глубокомысленная книга Дэвида Сеттера «Это было давно и неправда: Россия и коммунистическое прошлое» станет крайне наглядным руководством», - пишет журналист FrontPage Mag Владимир Тисманеану.
По мнению автора статьи, основная идея книги такова: «демократическое государство, где к личности относятся достойно, а права человека воспринимаются серьезно, не может быть построено на амнезии, мистификации и откровенной лжи». В частности, одной из центральных тем книги является наследие Сталина, то, как его воспринимают в России и как «призрак генералиссимуса продолжает будоражить коллективную память и общественное воображение».
По мнению автора книги, путинская «управляемая демократия», которая, по сути, является «крадущимся авторитаризмом», уходит своими корнями именно в отрицание коммунистического прошлого.
В книге приводится точка зрения, согласно которой «Царь Владимир» сильно привязан к основателю ЧК Феликсу Дзержинскому и пытается «сделать из этого палача героя». Кроме того, он старается привить россиянам чувство восхищения Юрием Андроповым, который «руководил преследованием советских диссидентов и ликвидацией любых форм оппозиции».
По мнению автора книги, режим Путина видит в этих и подобных им личностях «образцы гражданской преданности и политического идеализма». В то же время исследователи и журналисты, которые хотят спасти историю, остаются изолированными.
Сеттер полагает, что Россия – это страна, «которая не желает принять всю правду о коммунизме». Борис Ельцин пытался организовать суд над Компартией, однако при Владимире Путине события стали развиваться совсем в другом направлении. «Мифы советских времен были возрождены, а тех, кто продолжает говорить о зверствах, происходивших в прошлом, все больше игнорируют», - считает автор книги.
Для писателя неудивительно, что политолог Вячеслав Никонов, внук Вячеслава Молотова, выразился так: «Люди не интересуются прошлым. Любая попытка покопаться в прошлом вызывает только раздражение».
Автор статьи соглашается с Сеттером, считая, что «никакое правовое государство, никакая работающая и надежная демократия не могут существовать, если бесправие в прошлом остается без внимания». По его мнению, россияне избегают своего ужасающего прошлого, и поэтому они цинично относятся к таким ценностям, как цивилизованность, честь и память. Многие предпочитают помнить победу над нацистской Германией, а не ужасы ГУЛАГа. И все потому, что находящиеся у власти политики не хотят признавать ошибки прошлого.
Несколько лет назад Владимир Путин назвал развал СССР «крупнейшей геополитической катастрофой двадцатого века». «Для него и его бывших дружков из КГБ плюрализм остается врагом. С этой точки зрения Путин остается скорее преемником Сталина, а не Ельцина. Его идеология имеет мало общего с мифами большевиков, однако его образ мышления остается авторитарным и враждебным к правам человека», - считает автор статьи.