По данным спецслужб, в Германии проживает около 200 сторонников «Имарата Кавказ». Внимание к ним возросло после теракта в Бостоне и сообщений о росте числа беженцев с Северного Кавказа.
В октябре 2013 года немецкое Федеральное ведомство по защите Конституции сообщило, что ищет сотрудников со знанием русского языка. В перечне требований к кандидатам отмечается, что желательно и владение чеченским языком. В самом ведомстве DW пояснили, что ничего необычного в этой вакансии нет. Спецслужбам постоянно требуются сотрудники со знанием различных языков.
С другой стороны, в 2013 году в Германии резко выросло число кандидатов на получение политического убежища - выходцев с Северного Кавказа. А глава Федерального ведомства по охране Конституции Ханс-Георг Маасен (Hans-Georg Maaßen) в начале сентября рассказал газете Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung, что «многие чеченцы в Германии радикализируются» и примыкают к салафитам. Маасен не исключил роста популярности в стране исламистской организации «Имарат Кавказ», которую Россия и США причисляют к террористическим.
Насколько обоснованы эти опасения и что скрывается за интересом немецких спецслужб к выходцам с Северного Кавказа в Германии, выясняла DW.
«Не каждый чеченец или дагестанец - потенциальный террорист»
Михаил Логвинов (Michail Logvinov) изучает вопросы безопасности в Институте имени Ханны Арендт в Дрездене. По его словам, немецкие СМИ описывают чеченского лидера Рамзана Кадырова как жесткого диктатора. Но что произошло, когда стало известно о 10 тысячах выходцев с Северного Кавказа, попросивших убежище в Германии, спрашивает эксперт.
«Все вспомнили о вероятной угрозе исламизма, но не о возможном преследовании этих людей на родине. Такое однобокое освещение проблемы в СМИ может способствовать навешиванию на чеченцев ярлыка опасной этнической группы. Не каждый чеченец или дагестанец - потенциальный террорист», - подчеркнул Логвинов.
Более того, чеченских исламистов, проживающих в Германии, немецкие спецслужбы еще совсем недавно не рассматривали как представляющих угрозу, напомнил эксперт. Это следует из ежегодных отчетов министерства внутренних дел ФРГ. В документах говорится, что сторонники «Имарата Кавказ» занимались в Германии пропагандой и сбором средств для поддержки организации в России. По мнению Михаила Логвинова, немецкие спецслужбы и СМИ обратили внимание на «Имарат Кавказ» и вместе с ним на диаспору в целом после теракта в Бостоне, в организации которого обвиняются два выходца с Северного Кавказа.
Чеченские исламисты в Германии
Всего у «Имарата Кавказ» в ФРГ - около 200 сторонников. Как сообщил DW источник в немецких силовых структурах, эта цифра не изменилась и после увеличения потока беженцев с Северного Кавказа. В спецслужбах, однако, признают, что данные, представляемые в ежегодных отчетах МВД ФРГ по внутренней безопасности, весьма приблизительны: «Мы наблюдаем за этими людьми, но не считаем каждого. Точное число может быть как ниже, так и значительно выше». По сведениям немецких спецслужб, у «Имарата Кавказ» в Германии нет четкой структуры, координацией его деятельности занимаются несколько человек.
Михаил Логвинов скептически оценивает эту информацию: «Чеченская диаспора относительно закрытая. Не думаю, что у немецких ведомств есть информаторы среди членов организации, поэтому нет и точных цифр, и представлений о возможной структуре. Я бы не исключил, что из Чечни в Германию могут специально засылаться люди для сбора средств».
В радикализации виноваты салафиты?
О радикализации чеченцев в отчетах министерства внутренних дел ФРГ не говорится. Зато отмечается опасность салафитов, которые ведут активную пропаганду и вербуют боевиков на территории Германии. Войти в контакт с ними чеченцы могут, например, посещая мечети.
«С 90-х годов как на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Чечне, так и в Германии наблюдается рост религиозности среди некоторых молодых чеченцев, - рассказывает Эккехард Маас (Ekkehard Maaß), председатель Немецко-кавказского общества в Берлине. - Молодые женщины начинают носить хиджаб, мужчины отращивают бороды. В Германии у чеченцев нет своих помещений для пятничной молитвы, поэтому они вынуждены посещать турецкие или арабские мечети». По словам Мааса, не исключено, что там они могут соприкоснуться с формами ислама, чуждыми исконной чеченской традиции.
Идеология джихада опасна и для Европы
Создание в 2007 году «Имарата Кавказ» в Чечне ознаменовало переход сепаратистского движения к идеологии джихада, считает Уве Хальбах (Uwe Halbach), эксперт по Северному Кавказу из берлинского фонда «Наука и политика». В апреле, после взрывов в Бостоне, немецкая газета Der Tagesspiegel опубликовала его статью о предпосылках развития исламистского террора на Северном Кавказе.
«Основным мотивом чеченской войны 1994-96 годов была национальная идея, а не ислам», - пишет эксперт. Постепенно национальная идея отошла на второй план, уступив место религиозной идеологии. Сегодня «Имарат Кавказ» призывает своих сторонников к борьбе не только с Россией, но и со всеми врагами ислама, что делает организацию потенциально опасной для Европы и США.
Источник в немецких силовых ведомствах затруднился ответить DW на вопрос, планируют ли спецслужбы пересмотреть оценку опасности «Имарата Кавказ» для Германии. Но они уже усилили обмен информации с российскими коллегами в связи с подготовкой Олимпийских игр в Сочи.
Еще по теме:
Дата публикации 28 октября 2013 года.