Усиление националистических настроений в России поставило президента Владимира Путина перед дилеммой, считает издание Financial Times. С одной стороны, он признает проблему миграции в стране. С другой, он стремится сохранить влияние в Центральной Азии, поэтому не хочет портить отношения со странами региона.
«Однако в этом году многие считают, что Русский марш станет переломным моментом. Недавние беспорядки, направленные против мигрантов, показали, что национализм и ксенофобия становятся серьезным поводом для беспокойства. Теперь это уже не прерогатива небольшого числа экстремистов», - считает Хилль.
По мнению Людмилы Алексеевой, главы Московской Хельсинской группы, большинство людей поддерживают «умеренный» национализм. Однако же она не отрицает того факта, что все больше людей становятся агрессивными националистами.
Все больше россиян, независимо от их социального положения, жалуются, что приезжие меняют облик их городов. «Наш город заполонили мигранты. Когда я выхожу на улицу, я думаю: я вообще в Москве или где? Эти люди, таджики, например, не такие, как мы. Они не ценят образование так, как его ценим мы, русские. Им нужны только ножи и пистолеты», - считает Ольга Рязанцева, учительница одной из столичных школ.
Страх и злоба выплеснулись наружу после того, как житель Бирюлево был убит иммигрантом из Азербайджана, напоминает журналистка. После этого начались беспорядки, 300 человек было задержано. Позднее в том же районе был найден труп уроженца Узбекистана.
«Эти этнические проблемы являются проверкой самовосприятия России и ее понимания того, какую геополитическую позицию она хочет занимать», – считает автор статьи. «Россия, похоже, до сих пор не уверена, стоит ли ей пытаться восстановить свой статус сверхдержавы, или же попробовать комфортно существовать как европейская страна», - поясняет свою мысль Хилль.
Владимир Тор, один из лидеров русских националистов, и его сторонники хотят вернуть страну к историческим корням. Они выступают за сокращение финансирования кавказских республик, таких, как Чечня и Дагестан. Эта идея сейчас становится все более и более популярной. Кроме того, они призывают ввести визовый режим, чтобы ослабить поток мигрантов их Центральной Азии.
Президента России Владимира Путина подобные настроения в обществе ставят перед дилеммой. Он уверен, что Россия должна сохранить свое влияние в данном регионе. А введение визового режима со странами Центральной Азии поставит под угрозу развитие Торгового союза и подтолкнет эти государства к более тесному сотрудничеству с Китаем.
«Поэтому Владимир Путин пытается найти компромисс между своими амбициями по созданию торгового блока в регионе и необходимостью ответить на возрастающее недовольство иммиграцией», - пишет автор статьи.
После погромов в Бирюлеве власти попытались успокоить общественность. Мэр Москвы Сергей Собянин закрыл овощной рынок, а полиция начала проводить еженедельные рейды против нелегальных мигрантов.
По мнению Владимира Тора, инцидент в Бирюлеве дал понять, что «если вы хотите, чтобы на улицах был закон и порядок; если вы хотите, чтобы государственные институты начали работать должным образом; если вы хотите, чтобы правительство стало лучше – выходите на улицы, переворачивайте машины, возьмите немного арбузов и покидайте их в головы азербайджанцам».
Многие мигранты опасаются за свою жизнь, некоторые из них отказались идти на работу в понедельник. И не напрасно, считает автор. По информации аналитического центра «СОВА», за 10 месяцев 2013 года произошло 19 убийств на почве расовой ненависти, больше, чем за весь 2012 год.
По мнению директора центра Александра Верховского, ситуация подогревается политиками. «В этом году проводится официальная кампания против мигрантов. Эта тема поднималась и на выборах, сейчас против них принимаются жесткие меры, из-за которых мигрантов воспринимают, как врагов», - заявил Верховский.
Тем не менее, демографы и экономисты уверены, что сейчас Россия очень сильно нуждается в мигрантах. «На протяжении следующих 10 или 15 лет российская экономика не сможет обойтись без мигрантов, причем их потребуется больше, чем сейчас», - считает Юлия Флоринская, член РАН и эксперт по вопросам миграции.
По ее мнению, нелегальная миграция породила другую, куда более серьезную проблему. Полиция начала брать взятки с мигрантов, у которых нет необходимых документов. «Коррупция в полиции является крупнейшим источником конфликта. Полиция получает крупную выгоду от большого количества нелегальных мигрантов, становясь, таким образом, препятствием на пути к решению данной проблемы», - считает Флоринская.
Однако же Кэтрин Хилль отмечает, что есть и другая причина обострения ситуации. Гавхар Джураева, руководитель интеграционного центра «Миграция и закон», говорит, что они получают все меньше звонков, в которых мигранты просят помощи в случаях незаконной конфискации документов или же невыплаты заработной платы. В то же время растет число звонков от мигрантов, которые совершили преступления и хотят получить юридическую поддержку.
Сама Джураева – уроженка Таджикистана. Она обеспокоена, что новые поколения мигрантов из ее страны и других государств Центральной Азии не стремятся найти работу, но хотят просто хорошо жить.
Новые поколения приезжих отделяются не только от коренного населения, но и от своих диаспор. Страны Европы уже знакомы с этим явление в силу более продолжительной миграционной истории, отмечает автор статьи.
Эксперты признают, что подобные процессы действительно имеют место. Однако они не исключают, что для решения миграционной проблемы Россия должна не закрывать границы, а наоборот, стать более открытой. Но для этого необходима более проработанная миграционная политика, заключает Хилль.