Иногородние водители олимпийских автобусов и полицейские патрули изучают город, рабочие высаживают саженцы в декабрьскую землю, а строители еще строят - репортаж DW из Сочи.
«Тебе понравится Сочи, если не будешь думать о том, сколько там распилено деревьев и денег», - напутствовал меня, не видевшего город с 2008 года, знакомый российский журналист. Даже чисто визуально масштаб изменений в регионе большого Сочи, растянувшегося на сто с лишним километров, не может не впечатлять, хотя впечатление это двойственное.
В горах у Красной Поляны красуются новехонькие горнолыжные центры, крайне необходимые России для развития зимних видов спорта. В Сочи, единственном пока городе в стране, часто встречаются элементы безбарьерной среды для инвалидов: пандусы и подъемные устройства для колясок.
Вместе с тем строительство Олимпийского парка уничтожило уникальную природную среду Имеретинской низменности, где останавливались перелетные птицы. Из пяти озер здесь сохранилось только самое маленькое. Нанесен значительный вред реке Мзымта - в грязную от стройки воду реки оказались точно вшиты поднимающиеся в горы к Красной Поляне автомобильная и железная дороги. Что до следов коррупции, то они вкупе с экологическими бесчинствами видны невооруженным глазом, например, в приграничной зоне с Абхазией, где строители сбрасывают мусор в разработанные карьеры и по дороге к ним.
Стало меньше рабочих, но не работы
В обновленном сочинском аэропорту вполне уютно и для раннего декабрьского утра довольно людно: домой постоянно возвращаются гастарбайтеры из Узбекистана. В городе резко сократилось число иностранных рабочих. Осенью в квартирах сочинцев, по различным свидетельствам, прошли масштабные рейды по поиску нелегалов. «Всего за этот год выдворено около 4 тысяч трудовых мигрантов из Краснодарского края, прежде всего, из Сочи», - рассказал DW Семен Симонов из местного отделения правозащитной организации «Мемориал».
Тем не менее строителей (в основном из других регионов самой России) как на олимпийских, так и на инфраструктурных объектах по-прежнему тысячи. Кое-где работы идут круглые сутки - отчасти поэтому свет не выключают даже ночью.
Болельщики, кажется, могут успокоиться: обещание вице-премьера российского правительства Дмитрия Козака о том, что к 25 декабря строительные работы собственно на олимпийских объектах будут завершены, выглядит выполнимым - за исключением, возможно, курортного комплекса «Горки город» на Красной Поляне (здесь должна разместиться медиадеревня). Он кажется проблематичнее всех остальных объектов, хотя и здесь уже есть более или менее готовые к эксплуатации здания. Руководство «Горки города» сохраняет оптимизм, обещая сдать все в срок.
Пробки, мусор, саженцы
Но и уже официально открытые объекты до сих пор приводятся в порядок или благоустраиваются, как, например, ряд гостиниц и железнодорожный вокзал в Адлере. Помимо крупных строек сооружаются и многочисленные подземные переходы, ремонтируются автотрассы, наносится дорожная разметка, достраиваются торговые центры, укладывается плитка на пешеходных улицах. Очевидно, что масса не имеющих прямого отношения к Олимпиаде строительных работ будет длиться еще годы.
Сочи пока так и не смог справиться с автомобильными пробками. Дорога из одного района города в другой на автомобиле может легко растянуться на 2 часа. Новые трассы и развязки не оказали видимого эффекта. «Дублер» Курортного проспекта - центральной транспортной артерии Сочи - лишь частично введен в эксплуатацию. «Предварительная дата открытия этой дороги - 26 января 2014 года», - сообщили DW в мэрии.
Жители жалуются, что не стало лучше положение и с утилизацией мусора, хотя власти отрапортовали о закрытии двух мусорных полигонов и серьезном улучшении ситуации. Трудно судить о том, насколько это соответствует действительности. Только когда закончатся многочисленные стройки, станет ясно, справился ли город с этой проблемой.
Город в тестовом режиме
Муниципальные власти считают, что основные цели, связанные с подготовкой к Олимпиаде, уже достигнуты. Своей главной задачей сегодня они называют озеленение Сочи, как заявил в интервью DW мэр города Анатолий Пахомов. Действительно, в очень холодные для местного климата декабрьские дни (до -1 градуса по Цельсию) очень активно высаживаются десятки тысяч самых разнообразных деревьев, растений и цветов.
Местные блогеры выражают сомнения в том, что саженцы доживут хотя бы до начала Олимпиады. Но в мэрии заверяют, что выбор растений сделан с учетом климатических условий Сочи и времени высадки.
По всем основным маршрутам, соединяющим между собой два олимпийских кластера (Олимпийский парк у моря и Красную Поляну в горах), ходят специально доставленные в Сочи несколько сотен автобусов. Водителей пригласили из Казани, учтя опыт их работы на Универсиаде, объяснил DW сочинский фотокорреспондент Виктор Клюшкин, который фиксирует весь ход олимпийского строительства с самого начала. В Адлере в тестовом режиме уже работают электронные табло на автобусных остановках.
Осваиваются в Сочи и сотрудники полиции, приглашенные из других российских регионов. Регулярно десятки полицейских автомашин отправляются на патрулирование из микрорайона Ахштырь, что на самой окраине Сочи, где расположилась временная база командированных работников органов правопорядка.
Сочи властям не верит
Среди местных жителей ходит масса слухов о том, какие ограничения коснутся их на время проведения Олимпиады. Все ждут худшего - от нехватки продуктов в магазинах до ограничений на выезд из города.
Однако мэр Сочи Пахомов на одной из декабрьских встреч с жителями подчеркнул, что ограничения будут минимальными. «Мы сказали, что без вас мы не справимся. Мы лишь должны знать, какие машины в дни Игр ввозят в Сочи какие товары, скажем, продукты питания и лекарства. На эти автомашины, а они, как правило, не из Сочи, мы просим получить аккредитацию», - отметил мэр.
Для автомобилей с сочинскими номерами никаких ограничений не будет, пообещал Пахомов. Он назвал «чушью» якобы веденный на время Олимпиады запрет топить частные дома дровами: «Каждый в нашей стране сам выбирает, чем ему топить».
Еще по теме:
Дата публикации 10 декабря 2013 года.